Новости, события

Новости 

"Человек-оркестр и его "лира" (Интервью с Александром Мельником") ("Россия и мир")


 

Сначала факты. Фестиваль "Эмигрантская лира" ежегодно проводится в бельгийском городе Льеже, собирая русскопишущих поэтов, переводчиков и эссеистов из двух десятков стран - из Европы, Северной Америки и других частей света.  Журнал "Эмигрантская лира", собирающий лучшее в современной поэзии русского зарубежья,  издается одноимённой некоммерческой ассоциацией. А еще есть интернет-конкурс и поэтические вечера в разных странах.

 

Удивительно, что за всей этой деятельностью стоит один человек - организатор фестиваля, главный редактор журнала, президент некоммерческой ассоциации, доктор наук и  хозяин книжного магазинчика Александр Мельник. Переехав в Бельгию из Улан-Уде в 2000 году и пройдя те первые фазы культурной ассимиляции, для которых требуется огромная сосредоточенность, концентрация сил физических и душевных, когда нельзя отвлекаться на прошлое и будущее и надо находиться в настоящем моменте, к 2009 году он задумал и осуществил идею объединения поэтов диаспоры и создания непрерывной культурной связи с метрополией, создав фестиваль "Эмигрантская лира". С каждым годом все больше творческих людей со всего мира посылают заявки на участие. Участники проходят многоступенчатый отбор, а вышедшие в финал обязательно приезжают в неторопливый, добросердечный Льеж, с выездными мероприятиями в Брюсселе и Париже. Фестиваль быстро заработал серьезную репутацию, и борьба в финале бывает напряженной.

 

Программа фестиваля расписана по часам и организаторы настаивают на пунктуальности. Это мне на руку - если все пойдет по плану, мы сможем выкроить время для интервью. Александр совсем не суетится, но дает понять, что у него расписана каждая минута, даже то время, когда ничего вроде бы не запланировано.

 

И только когда конкурсанты и члены жюри разбредаются по веселящемуся вовсю островку-кварталу Утремёз, где проходит ежегодный праздник былой независимой республики и шествие огромных смешных кукол (фестиваль обычно приурочен именно к этому празднику), нам удается притормозить в тесном ресторанчике, чуть в стороне от шумноватой, навеселе, толпы, и поговорить... нет, не только об "Эмигрантской лире", но и о жизни в Бельгии, об освоении языка (типичная эмигрантская задача, такая знакомая и такая многоплановая), о местной кухне, о неизбежных сложностях и сюрпризах при проведении такого большого  (в этом году, например, на фестиваль приехало не менее пятидесяти человек - участников, гостей и членов жюри) мероприятия.

 

- Проект и все, что с ним связано, наверняка отнимает огромное количество сил. Я наблюдала за Вами в дни фестиваля и понимаю, сколько функций Вам приходится нести практически в одиночку. Не просто координировать все происходящее, а еще и по ходу устранять многочисленные, то и дело возникающие проблемы. Уверена, что многие участники были удивлены, увидев, что Вам помогает всего несколько волонтеров, а Вы просто многолики - и в жюри сидите, и стихи читаете, и экскурсию проводите. Что является стимулом?

 

– В моей жизни был момент, когда я неминуемо должен был умереть, но по счастливой случайности не умер. Произошла «врачебная ошибка», диагноз не подтвердился. После этого постепенно роль материальных стимулов в моей жизни практически сошла на нет. В последние двадцать лет я занимаюсь только тем, ради чего мне была оставлена жизнь, к чему ощущаю призвание и что делает пусть даже небольшую часть человечества хоть немного, но лучше. Мощнее стимула, чем тот, который идёт от Бога, не существует.

 

- А что происходило в Вашей жизни до "Эмигрантской лиры"?

 

- Некоторое время до и после распада СССР я был одним из руководителей молодёжного жилого комплекса в родном Улан-Удэ. Сейчас мало кто помнит, что такое МЖК, но в те годы это движение гремело на всю страну. Работал я тогда в Сибирском отделении Академии наук, занимался использованием космической информации для исследования экологических проблем байкальского региона. Потом с головой ушёл в бизнес, создал несколько фирм, но наука меня не отпускала. В 2000 году я вместе с женой Оксаной переехал в Бельгию для того, чтобы завершить и защитить диссертацию по космическим и историко-географическим аспектам географии бассейна озера Байкал. Сейчас я доктор наук (Docteur en Sciences), некоторое время преподавал географию в одном из брюссельских институтов. В последнее время, зарабатывая на жизнь собственным книжным магазином, я полностью сконцентрировался на «Эмигрантской лире». Кстати, это название не только отдельных связанных с литературой проектов, но и моей некоммерческой ассоциации, которая зарегистрирована в Бельгии.

 

 

 

- Значит, со временем стихи взяли свое? Но одно дело писать стихи в тетрадь или выставлять их в сети, а другое - привлекать других, серьезных поэтов, переводить это из дела сугубо индивидуального, интимного даже, в статус культурного форума. А если бы не было поддержки? Если бы идея повисла в воздухе? Как пошла бы Ваша жизнь?

 

– Боюсь показаться нескромным, но мои идеи никогда не повисают в воздухе. Тут нет никакого секрета – я живу по принципу «семь раз отмерь, один отрежь» и неподъёмных идей просто не выдвигаю. Ни фестиваль, ни журнал не упали с неба, они постепенно выкристаллизовались из того воздуха, которым я жил и дышал. Самое главное, чтобы твою идею поддержали люди. Если это случается, то будет и поддержка.

 

 Оксана, незримо, но постоянно парящая в фестивальном воздухе - то дежурящая в машине, которую никак не припарковать, то фотографирующая из зала, то наблюдающая за продажей книг участников и жюри, - согласно кивает головой.  Она-то оказывает постоянную поддержку.

 

- Все участники-эмигранты предоставляют стихи в трех номинациях, "Там", "Здесь" и "Эмигрантский вектор". Это ведь Ваша формулировка?

 

– Да, моя. Тут всё просто и логично – в жизни каждого поэта-эмигранта есть две основополагающие точки, исхода и прихода, формирующие своеобразный жизненный вектор. Так или иначе это проявляется в нашем творчестве, поэтому названия номинаций тоже не высосаны из пальца – они выросли из самой жизни. Стихи о родном крае [должны быть] написаны через призму эмигрантского опыта. Стихи о стране нынешнего проживания - это не географические описания, либо туристические впечатления, а выстраданные собственной эмигрантской жизнью стихи о разнообразных аспектах своего нового местожиельства. И, наконец, стихи об эмиграции [как таковой], ностальгии, об оторванности от корней... В журнале по такому же принципу представлены поэты метрополии и поэты диаспоры, а также размышления о поэтическом процессе, публицистикa.

 

-Как работает журнал? Он - детище фестиваля или существует сам по себе?

 

– Журнал «Эмигрантская лира» появился уже после фестиваля. Он в меру сил рассказывает о текущем поэтическом процессе как в русском зарубежье, так и в самой России. Я не устаю повторять, что моя стратегическая цель – консолидация русскоязычных поэтов диаспоры и метрополии. Мы публикуем наиболее значимые на наш взгляд стихи поэтов, живущих как «там», так и «здесь», рассказываем об интересных поэтах и поэтических событиях, берём интервью, проводим круглые столы, рецензируем и критикуем поэтические новинки. Журнал выходит раз в квартал на бумаге и в интернете. Бумажный вариант печатается в Бельгии и рассылается по всему миру. Его  сайт: https://sites.google.com/site/emliramagazine/

 

-Члены редколлегии живут в разных странах и работают виртуально?

 

– Да, у нас сложилась мощная команда. На сегодняшний день в редколлегию журнала входят 15 человек, каждый из которых курирует свой отдел. Координирует всю эту работу редакция из трёх человек – я как главный редактор и два моих заместителя, Анастасия Андреева из Брюсселя и Даниил Чкония из Кёльна. Полистайте наш журнал – не пожалеете!

 

-Я слежу за географией выездных вечеров "Лиры", обычно проходящих в период затишья между интернет-конкурсом и основным фестивалем, и просто слюнки текут - так хотелось бы поехать в Иерусалим, в Лондон, в другие, не менее великолепные мировые столицы, где пишут стихи на русском языке. А что у "Лиры" в планах?

 

- В феврале 2017 года я планирую провести выездной фестиваль «Эмигрантская лира» в Китае», в ходе которого поэтические вечера пройдут в легендарном Харбине и в Пекине. В этих местах до войны проживали и творили очень интересные русские поэты – Арсений Несмелов, Алексей Ачаир, Валерий Перелешин, Ларисса Андерсен и многие-многие другие. После войны русская диаспора Китая фактически прекратила своё существование, но в последние годы она вновь начала расти. Появились и поэты. Проведение фестиваля в Китае наверняка подхлеснёт тамошнюю поэтическую жизнь.

 

-О спонсорах не спрашиваю - такое впечатление, что фестиваль проводится исключительно силами волонтеров и вообще небезразличных к поэзии людей, как русских эмигрантов, так и бельгийцев с русскими корнями. А в жюри - известные русскочитающей публике поэты. В этом году в жюри фестиваля были Даниил Чкония, Андрей Грицман, Наталья Резник, Александр Радашкевич, Олег Дозморов, победители прошлых лет Татьяна Перцева и Михаэль Шерб. Почему Вы решили привлекать победителей прошлых лет?

 

– Какого-то жёсткого правила на этот счёт у нас нет, всё опять же идёт от жизни. Кстати, М. Шерб входит в редколлегию журнала «Эмигрантская лира», а Т. Перцева до рождения ребёнка была членом редколлегии. Формирование жюри – это некий мистический процесс, объединяющий единомышленников из разных стран. При этом, с одной стороны, сложился определённый костяк, а с другой – мы находимся в постоянном поиске. Новые люди приносят новые идеи.

 

 

 

Нам пора закругляться - впереди традиционные вечерние посиделки в штаб-квартире нынешнего фестиваля, отеле "Рамада", а завтра утром - полная фестивальная программа в пряничном, оранжево-белом дворце Курциус, гордости льежцев.  Александру пора возвращаться к своей роли хозяина - надежного, радушного, ровно-любезного, но твердого в принципиальных вопросах. Нет, он не показался мне нескромным, потому что "Лира" опять собрала друзей и единомышленников, и значит, все у него получилось и на этот раз.

 ________________________________________________________________________________________

В 2014 году Александр Мельник вошел в шорт-лист "Русской Премии" (специальный приз "За вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами Российской Федерации"), а журнал «Эмигрантская лира» в результате читательского голосования был признан лучшим журналом портала «Мегалит».

 Из публикаций "Эмигрантской Лиры":

 

Екатерина ГОРБОВСКАЯ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)


 

* * *

 

Расчёт мой прост – на первый и второй:

Две щётки и одна зубная паста.

И кто меня танцует – тот герой,

А песни петь – так это все горазды.

 

А вот Христос – любил и любит всех

И говорит, что лучше не бывает...

Но батюшка сказал, что это грех,

Да только что он в этом понимает.

 

№ 1(9)-2015

  


 

Владимир ГАНДЕЛЬСМАН (РОССИЯ, США)


 

АПРЕЛЬ

 

Исчезновенья чистый отдых.

Пока глядишь куда-нибудь,

трамвай, аквариум в Господних

руках, подрагивает чуть.

 

Есть уголки преодолений,

где можно преклонить главу,

и солнца крапчато-олений

узор, упавший на траву,

 

и есть под шапкой-невидимкой

куста прозрачная весна,

внезапно розовою дымкой

осуществившаяся вся.

 

Апрельский замысел так тонок,

что крошечных двух черепах

смеющихся везёт ребёнок

с аквариумом на руках.

 

№ 2(6)-2014

  


 

Сергей ГАНДЛЕВСКИЙ (РОССИЯ)


 

* * *

 

Осенний снег упал в траву,

И старшеклассница из Львова

Читала первую строфу

«Шестого чувства» Гумилёва.

 

А там и жизнь почти прошла,

С той ночи, как я отнял руки,

Когда ты с вызовом прочла

Строку о женщине и муке.

 

Пострел изрядно постарел,

И школьница хватила лиха,

И снег осенний запестрел,

И снова стало тихо-тихо.

 

С какою целью я живу,

Кому нужны её печали,

Зачем поэта расстреляли

И первый снег упал в траву?

 

№2-2013

 

  


Герман ВЛАСОВ (РОССИЯ)


 

* * *

 

грубая фактура мел и сажа

воннегута верный перевод

для вороны только часть пейзажа

наш балкон где музыка живет

 

если на скопление бутылок

солнце свой наставило зрачок

или рядом в двух шагах непылок

пролетит по небу паучок

 

на какой-то домотканой нити

ариадны волосе седом

верную гармонию берите

и несите осторожно в дом

 

намотайте азбуку на палец

горькую природу утая

чтобы ожил имени скиталец

и росли на ветках сыновья

 

или в этой утлой колыбели

насекомый свой умерив пыл

эмигранты памяти сидели

и корабль плыл

 

№2-2013

  


 

Бахыт КЕНЖЕЕВ (США)


 

* * *

 

И забывчив я стал, и не слишком толков,

только помню: не плачь, не жалей,

пронеси поскорее хмельных облаков

 над печальной отчизной моей,

 

и поставь мне вина голубого на стол,

чтобы я, от судьбы вдалеке,

в воскресенье проснулся под южным крестом

 в невеликом одном городке,

 

дожидался рассвета и вскрикивал: «Вон

 первый луч!» Чтобы плыл вместо слов

 угловатый, седеющий перезвон

 католических колоколов.

 

Разве даром небесный меня казначей

 на булыжную площадь зовет

 перед храмом, где нищий, лишенный очей,

малоросскую песню поет?

 

№1-2013

 

  


Сергей ПАГЫН (МОЛДАВИЯ)


 

* * *

 

 Каждодневное мужество жить –

 сигарету искать по сусекам,

 дымоход почерневший чинить,

 пить вино с овдовевшим соседом,

 

 видеть гулкие горькие сны,

 плакать в них, ощущая потерю,

 утеплять в ожиданье зимы

 пересохшие окна и двери,

 

 всё латать прохудившийся быт,

 где, дымя ввысь трубой обветшалой,

 трёхоконное время стоит

 над провалом…

 

№ 1(9)-2015

 

  


Феликс ЧЕЧИК (ИЗРАИЛЬ)


 

* * *

 

и вычеркнув меня из памяти

поставив всё на амнезию

он переходит в снежной замяти

из осени ноябрьской в зиму

ноябрьскую дохлым номером

несуществующего списка

я пущенный собою по миру

вернулся в зазеркалье пинска

 

№4-2013

  


 

Алексей ОСТУДИН (РОССИЯ)


 

ОСТРОВ ОШИБОК


 

Бритьё и раздраженье смоешь в душе,

водой текущей задом-наперёд,

тебя в бутылке выбросит на «суши»

где палочками чайка подберёт.

 

На чёрном рынке взвесив все ириски,

выплёвывая в пыль «ду ю спик ин»,

корми кота из оловянной в Минске,

пока к обеду хлеб не из Пекин.

 

Пока крутая лесенка не спета,

перечитаешь надпись на роду,

чтоб снять с предохранителя планету,

как маузер в семнадцатом году.

 

Стараюсь, хоть порой невыносимо,

из горлышка самбуку вострубя,

рождённых ползать Горького Максима

выдавливать на Капри из себя.

 

№ 4(8)-2014

 

 

Александр Мельник . Несколько стиxoтворений


 

* * *

 

В стране печальных лиц, матрёшек и царь-пушек

иду, держа в руке потухшую свечу.

Вчерашние друзья, слетевшие с катушек,

я ваш на десять дней, берите – не хочу.

 

Дарите светлячки своих горящих спичек,

включайте яркий свет, что бьет не в бровь, а в глаз,

и если ваш огонь без мата и отмычек

зажжет мою свечу – мы выпьем, и не раз.

 

Кисловодск, 30 августа 2016 г.

  


 

* * *

 

В открытые окна сочится каштановый мёд.

Облепленный пчёлами-звёздами пасечник-ветер

пыхнул дымокуром на звонкий пчелиный народ,

и рой приутих, и щемительно стало на свете.

 

Преддверие ночи, предчувствие терпких духов,

предчаянье сладкого-сладкого-сладкого вздоха,

когда вместо грусти спокойных, ненужных стихов

придёт суматоха любовного переполоха,

 

где будет не то что рукой, а мизинцем подать

до звёздного неба, до близкой души недотроги.

Дотрога, дотрога, с тобою и смерть – благодать,

и вечность – лишь пьяный трактир на проезжей дороге.

 

  


* * *

 

Кораблекрушения способствуют кораблестроению…

Всё ниспослано свыше – и божий дар, и яичница.

Рыжие волосы учащают сердцебиение,

особенно если перед тобой – гаишница.

Каждый пинок судьбы – проявление спасительного промысла,

благость которого за семью печатями скрыта.

Суета… Не успеешь проститься – пора здороваться.

То целуешь рыжую, то сидишь перед разбитым корытом,

проверяя на звёздах остроту своего зрения.

Ближе к ночи притихают ангелы, просыпаются черти.

Трение тел благоприятствует горению,

горение – жизни, жизнь – смерти…

  


 

УТРО

 

Диктор бубнит о рашенском суверене,

а за окном глаза протирает город.

Надо вставать, но востренькие колени

милой пронзили током – теперь не скоро

телу удастся вырваться на свободу

(век бы её не видеть, – клянутся урки).

К слову сказать, я сам в последние годы

с вольницей прежней тоже играю в жмурки.

 

Морок, любовный морок сбивает с толку,

не позволяет ярко гореть, как факел.

Мне страстотерпцы, знаю, намылят холку

за любострастие, я же отвечу: – Fuck you!

Кем бы я был без этого – рядом – стона,

без раскалённой – там, подо мною – кожи?

Знаю, с меня не будут писать иконы,

но и смолою мазать не будут тоже.

 

Господи Боже мой, вразуми под утро,

как отыскать ту самую середину

 между уютной заводью кама-сутры

и безрассудным плаванием в стремнине?

Диктор умолк, зато за окошком птицы

словно сошли с ума от дневного света.

Милая снова дремлет, а мне не спится,

чувствую – Бог и сам не знает ответа.

  


 

* * *

 

Это Итака твоя, Одиссей,

в дыме сгоревшего лета.

Чёрные шеи канадских гусей –

траур по белому свету.

 

На огороде потух златоцвет –

холодно, серо и сыро.

Зелень воскреснет, а молодость – нет.

Здесь не поможет Осирис.

 

Плачешь по лету, но жизнь, несмотря

на параллели с болидом,

вовсе не гаснет в разгар сентября –

если с тобою Исида.

 

Если позволит любимая быть

вечно влюблённым подростком.

Жухнет листва, убавляется прыть,

но, как игла по бороздкам,

 

кружишься в вихре мелькающих лет,

движимый горькой любовью.

Пусть говорят, что бессмертия нет.

Жизнь – возвращенье к гнездовью,

 

к месту рождения солнца и звёзд,

к духу, сходящему к плоти,

где в сновиденьях приходят погост

и тополя в позолоте.

 

  


* * *

 

Бессонница и в Африке не сахар –

придет и не отпустит до утра.

Зовешь Христа на помощь или Птаха,

исход один – поможет только Ра.

 

Всю ночь огни клубятся в полумраке,

всполохи рифм проносятся гурьбой,

но Музы нет в моем глухом бараке,

а потому и творчеству – отбой.

 

Поэзия – простушка-побирушка

с тетрадкою в протянутых руках.

Ночной улов – лишь эта безделушка,

шедевры же остались в облаках.

 

 

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 08.04.2024 17:11:00

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №1)" ("Поэзия")

    "Нам что дактиль, что анапест – Всё осилим без затей. Стихотворный ритм нахрапист, Даже если есть спондей. Нарушителям размера Ритм на ухо шепчет: «Фи!» И суёт под нос примеры Из классической строфы..."

  • 03.04.2024 20:07:00

    Наталья Сафронова. "Стихотворения (публикация №1)" ("Поэзия")

    "Уже повеяло весной, Пусть минус три, но солнце светит. Какое счастье: ты - со мной, И, значит, можно жить на свете. Пить кофе утренней порой, Писать стихи о том и этом, И быть, по-прежнему, собой, Ну, а потом уже поэтом..."

  • 02.04.2024 17:54:00

    Олег Монин. Повесть "Стэцькова жизнь" ("Проза")

    "Малолетние мои сыновья Марк и Жора едва поспевали за мной. Не мудрено: июль, жара, середина дня. Сашка-дочурка осталась дома. На Украине лето знойное, воздух раскалённый. Моя пора. А детям тяжко. Но сами вызвались пойти на кладбище, на могилы пращуров. Я перечить не стал, пусть идут. Дело нужное. Дорога неблизкая, через весь посёлок, к Симферопольскому шоссе. Кладбище старое, заросшее, заброшенное. Кресты попадали, звёзды проржавели. Печальное зрелище. С трудом нашли могилы. Там мои прабабушка и прадед. И вот начались детские расспросы и мои рассказы о семье, о жизни да о смерти. И как-то незаметно..."

  • 31.03.2024 17:21:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №32)" ("Поэзия")

    "Мне дела нет до всех избитых истин, – за что их били, кто и почему. Мой шаг к тебе навстречу бескорыстен. Чего не получу – досочиню. Я отвергаю логики цепочку, всех судей посылая за моря. Платон мне друг. И здесь я ставлю точку. Платон мне друг – вот истина моя! А ваша, что оценивают круто, берёт уже в минуту по рублю..."

  • 19.03.2024 17:28:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №31)" ("Поэзия")

    "Трамвайные рельсы и линии рук вели лишь к тебе, неожиданный друг, сценарий писался не мною. А мой Режиссёр наблюдал из кулис, как намертво к Принцу приручен был Лис, и был этой сказки виною..."

  • 18.03.2024 17:02:00

    Игорь Альмечитов. "История происхождения одного из самых грубых русских ругательств!" ("Критика. Эссе")

    "Как это ни удивительно, но, похоже, одно из самых грубых русских ругательств, а именно: оскорбительное обращение «уе.ан» (где буква «Б» в середине слова пропущена из уважения к лучшим чувствам особенно впечатлительных читателей) пришло к нам, вероятнее всего, из... испанского языка. И именно в хрущевский период существования «одной шестой части суши»... Вполне естественно, отследить происхождение некоторых нецензурных слов в языке не только трудно, но, вероятнее всего, невозможно. Поскольку большинство лингвистов стараются обходить тему обсценной (а именно: нецензурной или матерной) лексики стороной. То ли из-за условной «неблагодарности» самой темы, то ли из-за пренебрежения к ней. А, возможно, и из-за..."

Спонсоры и партнеры