Новости, события

Новости 

Видеосалон

Равил Фахрутдинов "Золотая Середина земли нашей"


01.03.2016

Мы решили перепечатать статью доктора исторических наук Равила Фахрутдинова из газеты «Татарский мир» («Татар деньясы»), и вот почему. Я не знаю, что пишут  в нынешних учебниках, но в мое время мы изучали «другую» историю.

Советский Союз еще больше, чем Россия, был многонациональным государством, но мы изучали лишь одну историю – русскую, да и ту с многочисленными неточностями и изъятиями. Как я теперь понимаю, это была «державническая» история, утвержденная ещё в сталинское время, хотя мы тогда об этом не догадывались. По этой «истории» древняя Русь была покорена войском Батыя численностью 600-800 тысяч человек, а татаро-монголы были исключительно дикими людьми, которые ели преимущественно мясо и плов и вытирали жирные руки о собственные халаты и сапоги. Но, главное, кто они, эти татаро-монголы, куда они подевались?Это никак не объяснялось. Я был несказанно удивлен, когда  классе в шестом-седьмом узнал из учебника политической географии, что все население Монголии составляет один миллион человек (сейчас около трех).

А как соотносятся нынешние татары с древними булгарами? Ведь, прежде чем обрушиться на Русь, войско Мамая разгромило Волжскую Булгарию. Словом, оставалось множество вопросов. Думаю, не только у меня. А ведь плохое знание истории чревато. Из темноты и вырастает ксенофобия, из незнания – комплексы собственного превосходства.

Хотя я давно заполнил многие лакуны в своих представлениях об истории, в статье Равила Фахрутдинова я нашел много ранее неизвестного мне. Думаю, и читатель найдет.

   Леонид Подольский

 


Равил Фахрутдинов,

археолог, доктор исторических наук

 

Золотая Середина земли нашей 

Золотая Орда (Джучиев улус) была создана в начале 1243 года после того, как Бату-хан вернулся из похода на Венгрию и обосновался на берегах Волги. Довольно скоро Золотая Орда, отделившись от Монгольской империи, получает статус независимого государства и превращается в самое большое политическое объединение в Евразии.

Государственная территория Золотой Орды и для своего времени, и исходя из сегодняшних мерок, была огромна: она тянется от  реки Иртыш на востоке до Крыма на западе, временами даже до берегов Дуная, от просторов Булгарии и Казани на севере до Астрахани и Дербента на юге. Это государство было разделено на два больших улуса – на западе один из них назывался  «Белая Орда» (сама Золотая Орда» и занимала Среднюю Азию и западные области нынешнего Казахстана). В основе этого деления лежит прежняя межплеменная граница между кипчаками и огузами.

Если организаторами Золотой Орды считаются монголы-чингизиды, то основное население государства составляли местные родственные между собой тюркские племена – кипчаки, а также булгары, огузы, потомки захар, можары и переселившиеся из средней Азии тюркоязычные татарские племена. Одна часть татар пришла на запад еще до монгольских завоеваний, другая – участвовала в 30-40 годах XIII века в завоевательных походах монгол под руководством Чингиз-хана и Бату-хана. После того, как они стали хозяевами на этих землях, основные силы монголов возвращаются обратно в свою страну – Центральную Монголию, а для управления завоеванным западным улусом с Батыем остается всего лишь 4 тысячи монгольских воинов – близкие хана, высшие военачальники, но и они в скором времени – к концу XIII века – растворяются среди многочисленных тюркских племен. Татары же, наоборот, перемешавшись с родственными им  кипчаками и, вобрав в себя тюркские племена (булгар, мажар и др.), составляют смешанный татарско-кипчакский суперэтнос. Этот большой этнос великий Лев Гумилев называл татарским суперэтносом. С начала XV века этот большой народ обозначается только как татары и в возникших после распада Золотой Орды Казанском, Крымском, Сибирском, Астраханском, Касимовском ханствах именно татары составляют основную часть населения.

Без всякого преувеличения, в период своего расцвета, т.е. в XIV веке, особенно в первой его половине, в евразийском мире не было государства, сравнимого с Золотой Ордой. Золотоордынская городская культура считалась неоценимой частью средневековой цивилизации. Такие города, как Сарай, Гульстан, Сарайчик, Укэк, Бельджамин, Булгар, Хаджитархан, Урген, Маджар, Азак, Кефе (Феодосия), Су-дак, Крым (Сулхат), Ак Кирмен, Ак Мечеть и другие, без всякого преувеличения, были известны миру Востока, славились как центры ремесленничества и торговли. Известны слова знаменитого арабского путешественника Ибн Баттуты, видевшего своими глазами города Золотой Орды, прошедшего некоторые из них вдоль и поперек, сказанные после посещения в 1333 году столицы государства – города Сарай: «Сарай – один из чрезвычайно больших и красивых городов, состоящий из красивых и широких улиц, заполненных людьми». Он не ограничивается описанием города Сарая, а дает оценку каждому из десяти городов, где побывал. Например, Маджар называет одним из видных тюркских городов. О расположенном в устье Волги Хаджитархане пишет, что там имеются большие базары, называет его именитым городом; восхищается красивыми домами Укэка и т.д.

Я тут не привожу других источников Востока, а также европейской историко-географической литературы, лишь подчеркиваю внезапный и невиданно крайне высокий рост степной урбанизации, не встречавшейся до эпохи Золотой Орды нигде в тюркском мире. Такая урбанизация обозначается внезапным ростом городов, ростом в них народонаселения, и эти города занимали главные позиции в международной торговле.

 В городах Золотой Орды получил исключительно высокий рост ремесленничество, архитектура, строительство, ювелирное искусство, металлургия, оружейное дело, художественная керамика, камнедобыча, стекольное производство. Монументальное строительство, мозаичная и майоликовая архитектура, рельефно-глянцевая и дорогая посуда, искусство изящных украшений, применение техники сусального золочения и другие достижения в целом относятся к периоду Золотой Орды. Кроме того, для этого сударства была характерна экономическая и политическая стабильность, военное мастерство, охрана границ, таможня, последовательность в сборе налогов.        

Невозможно не перечислить и памятники средневековой татарской литературы, относящиеся к этому периоду, в первую очередь, поэм «Хосров и Ширин» Кутба, «Мохаббатнама» Хорезми, «Джюмджюма султан» Хисама Кятиба, «Гульстан» Сайфа Сараи, его же «Сухаиль и Гульдерсен», а также прозаические произведения «Кыйссаи-анбия» Насреддина Рабгузи, «Нааджель Фарадис» Махмута Али.

Эти произведения, написанные в XIV веке на поволжском тюрки, то есть на литературном татарском языке средних веков – истинные шедевры нашей многовековой литературы. Касательно богатой письменной литературы Золотой Орды, основанной на тонкой чувственности и глубокой философии, хочется подчеркнуть  следующее: эта литература родилась не на пустом месте, у нее есть богатые традиции, идущие от более древних эпох, скажем, от поэзии периодов Тюркского каганата, государства Караханидов, Булгарии. Исламская религия, принятая во время правления Берке-хана (1258-1266) и превратившаяся в государственную религию при Узбек-хане (1312-1342), а также пришедшая вместе с ней арабская письменность оказали чрезвычайно сильное влияние на расцвет литературы Золотой Орды. Как известно, росту этой литературы способствовала и литература соседних тюркских народов, например, азербайджанская, тюрков Средней Азии, некоторые произведения рождались даже в виде свободных творческих переводов. Но литература Золотой Орды по своему рождению, развитию и сохранению в душе народа, в целом, по его богатству, грамматическим приемам – в истинном смысле слова: татарская литература. Неспроста эта литература, шедевры поэзии XIV века оказывали сильное влияние на божественное творчество гениев татарской поэзии Тукая и Дэрдменда.

Я глубоко убежден, что духовная культура есть глубоко философское и художественно-творческое отражение материальной культуры, многовековой политической и этнокультурной истории татарского народа. Материальная и духовная культура Золотой Орды, будучи неразрывно связанными, являются несмываемым ярким отражением средневековой цивилизации.

Кроме письменной литературы, у нас еще есть и более древние произведения чрезвычайно богатого устного творчества, в которых накоплен весь духовный потенциал, его характерная грустная интонация (МОН), героизм народа, воспеваемые в веках. В течение многих веков они давали душевную пищу, глубокую философскую грусть нашему народу.

Для объективной оценки роли Золотой Орды в развитии государственности татар, узбеков, казахов, башкир, каракалпаков и других народов необходимо дать сведения по основным вехам ее существования.

Первые контуры Джучиева Улуса наметились в 1227 году, когда Чингиз-хан предназначил своему преемнику Джучи завоеванные на западе земли сначала до Иртыша. В 1229 году в этот улус включились западносибирские и южноуральские степи, а в 1232 г. – земли до Волги, за исключением центральных районов Волжской Булгарии, сопротивление которых было сломлено лишь в конце 30-х годов. В 1237 году к улусу Джучи присоединены донские, причерноморские земли, а вскоре и степи в низовьях Дуная. Так образовалось огромное государство Джучиев Улус, во главе которого встал Бату-хан (Батый-хан), его отец Джучи умер в 1227 году.

В своем развитии Золотая Орда пережила несколько этапов: становление – при ханах Бату и Берке (1242-1266), расцвет при ханах от Менгу-Тимура до Узбека, Джанибека и Берди бека (1267-1359), упадок – с 60-х до 80-х годов XIV векак. С конца  XIV и до 80-х годов XV вв. Орда, хотя  номинально сохраняется, но уже практически не господствует, а лишь властвует в пределах Поволжья.

В Западной Европе к улусам Хубилая, Чагатая, Хулагу и Джучи относились как к близким между собой татарским государствам. Политики и ученые Запада население всех четырех империй называли тартарами, но ни в одной из них коренной народ не именовал себя так, все сохранили свои прежние коренные этнонимы. Остатки монголо-татарских завоевателей, значительная часть которых была новобранцами из побежденных стран, во всех четырех империях относительно быстро ассимилировались среди местных, коренных народов. Поэтому утверждение некоторых историков о том, что в Джучиевом Улусе – Золотой Орде прежние местные народы и племена были заменены пришлыми татарами, не соответствует действительности.

Почему Джучиев Улус по-другому назывался Дешт-и-Кыпчаком?

В современной тюркологии невозможно найти какое-либо целостное учение о кыпчаках-половцах. Если обобщить все то, что есть в тюркологии о кыпчаках, то получим примерно следующую картину. Кыпчаки, как часть тюрков, которые, якобы размножаясь в Азии, периодически приходили в Европу и здесь почему-то исчезали. Они первый раз якобы пришли в Восточную Европу в середине Х в. В это время азиатские и европейские кыпчаки, по представлению некоторых тюркологов, распространяются и занимают обширные регионы Алтая-Саяна, Средней Азии, Казахстана, Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Северного Причерноморья, Балканского полуострова. Однако данная точка зрения представляется весьма противоречивой. Если кыпчаки пришли из Азии в Европу лишь в Х в., то возникает вопрос: как же они так быстро распространились на огромной территории, куда девалось здесь прежнее население, скажем, гунны, тюрки, авары, хазары, булгары и т.д. Почему они уступили свои земли кыпчакам? Почему после распада Джучиева Улуса – Дешт-и-Кыпчака и сами кыпчаки сохранились очень мало в виде носителей кыпчакских диалектов казахского и узбекского народов? Кыпчаки исчезли и в Европе, откуда на их место пришли другие тюркские племена? На эти вопросы официальная тюркология не в состоянии ответить.

В действительности дело обстояло следующим образом. Слово кыпчак – это общий этноним всех северных тюрков, которые отличались от южных смуглых соседей своей белокурой внешностью. Они, какой бы первичный этноним ни носили, для подчеркивания своего белокурого вида, к своим этнонимам добавляли определение куу ‘белый, желто-белый’. Так еще в глубокой древности появились этнонимы кыукиши ‘белокурые люди’, кыусак >       кыпчак ‘белокурые саки’, кыуар > кавар ‘белокурые люди’, кыумен > куман ‘белокурые мены’, кыусюн > кусан > кушан ‘белые гунны’ и т.д.

Среди этих этнонимов еще с древнейших времен выделилось слово кыпчак, и оно стало общим названием всех северных тюрков. В древние времена и в средние века северные тюрки понимали смысл этого общего этнонима кыпчак и, представляя себя другим народом, называясь кыпчаками, разъясняли им смысл этого этнонима. Поэтому другие народы называли кыпчаков белолицыми/белокурыми по-своему, на своих языках: русские называли их половцами, поляки – плавсы, армяне – хартеш, арабы – сакалиба, немцы – флавен.

Как мы уже говорили, кыпчаки-куманы еще с древнейших времен жили почти по всей Евразии, даже среди американских индейцев были команы.

Изучая Тюркский каганат, Хазарский каганат, Булгарию, тюркологи стараются вокруг них найти особых кыпчаков, но тщетно: Тюркский каганат – есть кыпчакский каганат, Хазарский каганат – есть кыпчакский каганат, Булгарское государство – есть кыпчакское государство.

Кыпчаки с древнейших времен считались государствообразующим этносом. В VIII-III вв. до н.э. кыпчаки создали огромное государство под названием скифское или сакское; с III в. до н.э. – под названием сарматское, с I в. н.э. – алано-асское, с III в. н.э. – гуннское и т.д. И наконец, в результате победы монголо-татарских завоевателей было создано государство Джучиев Улус, который по этническому составу населения назывался именем кыпчак, точнее Дешт-и-Кыпчак «кыпчакские степи».

Возникает вопрос: почему население Джучиева Улуса со стороны других называлось татарами (тартарами) и именовало ли само население себя татарами? Еще во время завоевательных походов монголо-татары в Европе назывались татарами. И в целом Монгольская империя и созданные в результате ее распада четыре государства: Хубилая, Чагатая, Хулагу и Джучи – все именовались татарскими государствами. Исходя из названия государств, и их население в Западной Европе называлось татарами (тартарами). Но само население, состоящее из различных местных племен и народов, себя татарами не считало, наоборот, отношение к татарам-завоевателям было резко отрицательное.

Много ли монголо-татар обосновалось в завоеванных странах и затем осталось в созданных татарских государствах Хубилая, Чагатая, Хулагу и Джучи? На этот вопрос историки отвечают в основном отрицательно. Во-первых, монголо-татары были не настолько многочисленны, чтобы могли распространяться по всем четырем империям чингизидов. Во-вторых, войско Чингиз-хана лишь в начальный период состояло из монголо-татар, в ходе завоевания оно пополнялось за счет представителей побежденных народов. В-третьих, как отмечают исследователи, после подчинения новых стран на этих землях монголо-татар оставалось лишь столько, сколько нужно было для управления, и все они из-за малочисленности относительно быстро ассимилировались среди многочисленных местных народов. В-четвертых, установлено, что монголо-татары не оказывали сколько-нибудь заметного влияния ни на язык, ни на антропологические особенности местных народов. Все это относится и к этнической обстановке в Золотой Орде.

Таким образом, в Золотой Орде не было никаких условий для образования единого татарского народа путем консолидации всех  тюрков, вошедших в состав этого государства. И после распада Золотой Орды на ее территории продолжали жить те же народы, предки которых еще до монголо-татарских завоеваний начали консолидироваться в соответствующие народности.

И этноним татар, который применялся как внешнее название жителей Золотой Орды, самим народом не был принят, наоборот, передовые представители народа, например, поэт Мухамедъяр (XV в.) всегда занимались шельмованием данного этнонима.

Особо пагубно сказалось в судьбе Золотой Орды продолжение ее ханами политического акта совершения мести по отношению к Волжской Булгарии за разгром монголо-татарских войск в 1223 году в регионе Жигулевских гор.

О причинах распада Золотой Орды в исторической литературе написано очень много. К раскрытым в этих трудах причинам распада можно было бы добавить еще то, что у правителей Орды не было идеи объединения подчиненных народов и образования из них целеустремленного единого общества. Основным занятием ханов Золотой Орды стала ожесточенная борьба за власть, в которую были втянуты основные силы народных масс. Просто не было создано условий для дальнейшего развития Золотой Орды.

В 60-х годах XIV в. Хорезм приобретает самостоятельность, его местное население позже принимает участие в образовании узбекского и туркменского народов. От Золотой Орды отделяется Белая Орда, но здесь предки казахов добиваются полной независимости лишь в середине XV в.

В конце XIV в. поляки и русские также встали на путь освобождения от Золотой Орды. XV в. был ознаменован тем, что от Золотой Орды отделились и возникли самостоятельные ханства: в 20-х годах – Сибирское, в 1438-ом – Казанское, в 40-х годах – Ногайское, в 1443 году – Крымское, в середине века – Астраханское.

Таким образом, в Золотой Орде этносы не переживали существенных изменений: какие этносы были до ее образования, такие же остались и после ее распада.

Следовательно, не было прихода какого-то татарского этноса, который был бы способен ассимилировать местных тюрков и образовать новое татарское население Золотой Орды. В интересующем нас регионе раньше жили булгары в широком смысле этого слова и после распада Золотой Орды они же продолжали жить. К тому же Булгарское государство и в составе Золотой Орды окончательно не исчезло, оно продолжало функционировать в зависимом положении. К тому же свой большой опыт содержания государства, ведения земледелия, скотоводства, ремесла, торговли и строительства малых и больших городов булгары передали всему населению Золотой Орды.

Булгарское ханство продолжало функционировать и в составе Золотой Орды, правда в усеченном виде, и Казанское ханство возникло на месте этого усеченного Булгарского ханства. Население Казанского ханства не является потомком ни древних татар, ни тартар, ни ордынских татар,  оно является непосредственным продолжением местного населения Булгарского ханства.

     

    Статья перепечатана из газеты «Татарский мир»

(«Татар деньясы», № 12(6383), 2015)




Издательство «Золотое Руно»

Новое

Спонсоры и партнеры