«Как помочь ребенку с аутизмом? Книги, идеи, методы»
Я всегда считала, что фильмы о космических путешествиях - это "не мое кино” . Но вот уже несколько раз мне довелось посмотреть научно-фантастические фильмы, вызвавшие размышления о… детях, с которыми я работаю. Детях с отставаниями и расстройствами в области общения и социальных взаимоотношений. С огромным удовольствием и даже азартом я посмотрела фильм "Прибытие", в котором земные лингвисты пытаются наладить общение с пришельцами, воссоздавая на экране ту работу, которую проводят многие специалисты, работающие с неговорящими и не общающимися детьми. Пришельцы? Да, все без исключения дети - это пришельцы с другой планеты, и требуется немало размышлений для того, чтобы передать им наш язык, от жестов до слов, нашу систему символов и принятые "у нас" способы думать и, как результат, вести себя похожим на нас образом. Разве не это требуют от детей?
Зачастую подобные задачи довольно скоро разрешаются "сами собой" в детском коллективе, с помощью педагогов, то есть за пределами дома. Тем более, если у ребенка обозначились сложности в восприятии мира и в поведении: родители рассчитывают на специалистов. A как могут родители помочь этим детям – дома, когда закончилась вся терапевтическая поддержка и мама осталась наедине со своим малышом, погруженным в себя? Пожалуй, лучшая помощь ребенку с аутизмом – это углубленное понимание со стороны родителей, которое, в свою очередь, поможет наладить эффективную коммуникацию.
Высокофункциональные аутисты: Марс приближается
Двадцать лет назад в эссе "Антрополог на Марсе" Оливер Сакс, невропатолог, психиатр, педагог и писатель, человек, которого без преувеличения можно назвать великим популяризатором человеческого мозга, сам принадлежащий к числу выдающихся аутистов, описал встречи с Тэмпл Грандин. Антрополог на Марсе - именно так чувствует себя аутист в каждодневных ситуациях, пытаясь классифицировать новые ощущения, эмоции, человеческие реакции, человеческие игры. И все-таки за это время многое изменилось и в ландшафте, и в методах постижения "Марса", то есть аутичного мозга: с одной стороны, возросла информированность, a с другой стороны, новые методы и новое понимание проблемы адаптации аутистов помогает достичь некоего сближения.
В дальнейшем Тэмпл Грандин сама попыталась систематизировать свой опыт (и опыт соавтора Шёна Баррона) в книге "Социальные взаимоотношения: неписаные правила". Ей удалось сформулировать некие "правила", которыми может руководствоваться высокофункциональный аутист, чтобы понять неписаные законы общества. На самом деле, польза для читающих эту книгу родителей и людей, работающих с аутистами, тоже неизмерима: книга, словно через замочную скважину, помогает заглянуть в мир аутиста.
Золотые правила Тэмпл Грандин
Что же входит в "десять золотых правил" социального взаимодействия" - правила, которые должен знать любой ребенок или взрослый с РАС, которыми руководствуются сами авторы?
1) Правила не являются абсолютными. Они зависят от ситуации и людей (разные в разных ситуациях, с разными людьми)
2) Не все на свете одинаково важно, если посмотреть на вещи со стороны
3) Ошибаются все, но сделанная ошибка не должна испортить мой день
4) Честность отличается от дипломатии.
5) Вежливость ценится в любых обстоятельствах.
6) Не все , кто приветлив со мной, мои друзья.
7) Поведение людей на публике различается от поведения наедине с собой
8) Знайте, когда вы отвращаете людей от себя.
9) Чтобы стать "своим", зачастую приходится говорить и выглядеть, как эти самые "свои".
10) Люди несут ответственность за свое собственное поведение.
“Эти правила, - пишет Тэмпл Грандин, - растут вместе с ребенком, вместе с его пониманием жизни в обществе, и будут реализованы в течение жизни в разных областях его труда, в его личном поведениии и поведении в компании других. Они - большие контрольные принципы, которые управляют нашими социальными поступками”.
Пока аутисты работают над постижением головоломок межличностных отношений, их родители, педагоги, друзья и специалисты пытаются проводить свои собственные исследования дорогих им людей и выводить некие формулы общения. Но, как совершенно правильно отмечает Тэмпл Грандин, секрет - в индивидуальных наблюдениях, поскольку степень социальной и эмоциональной вовлеченности у людей с диагнозом расстройство аутистического спектра" тоже представляет собой широкий спектр. Поэтому мамы, задающие себе вопрос: "А любит ли меня мой ребенок с аутизмом?", могут остаться без ответа, поскольку эмоциональный репортуар их детей значительно отличается от их собственного. Например, у детей-аутистов могут присутствовать совсем другие сильные эмоции, которых нет у нейротипичного ребенка или взрослого - и все из-за различий в "нейропроводке"!
Одно из отличий - это визуально-пространственное восприятие. Аутисты зачастую видят мир иначе в прямом смысле этого слова. И тут нам поможет другая книга Тэмпл Грандин, "Думая картинками". В ней она дает достаточно объективную картину того, как рассуждает подросток с РАС, ориентирующийся больше на визуальное мышление. Тэмпл Грандин выделяет три типа мышления: визуальное, музыкальное и математическое мышление в паттернах, и мышление в словесных деталях. Приспособить обучение и общение к индивидуальному типу вашего ребенка поможет добиться лучших результатов. Например, ребенок-"визуал" разговаривает мало, речь накапливается медленно, поскольку каждая фраза "переводится" им из картинок в слова, а ребенок, думающий с помощью словесной логики, воспринимает информацию лучше, если она изложена в виде списка.
Взрослые начинают, дети выигрывают
Чтобы по-настоящему, в организованной манере понять ребенка, эксперт методики ДИР/Флортайм Андреа Дэйвис, чья книжка "Флортайм-стратегии в развитии детей и подростков" вышла два года назад, предлагает подробную "карту" тех трудностей, с которыми сталкиваются родители: рассеянное внимание, отсутствие интереса и инициативы, скудный репертуар жестов и слов, нарушения символической игры и абстрактного мышления. Первый шаг - это построение надежной домашней программы:
1. Оценка, сделанная специалистом, поможет понять, на что обратить внимание в первую очередь
2. Создание собственного плана (например, “чтобы научить ребенка играть рядом с братом, я а) переоборудую игровое помещение в соответствии с сенсорными требованиями ребенка; б) выясню, какие сенсомоторные игры занимают моего ребенка и заставляют его улыбнуться/засмеяться; в) буду "отзеркаливать" его мимику и координировать свои движения в соответствии с его реакцией; г) буду использовать звуки и простые слова, лишь чуть-чуть превышающие возможности самого ребенка; д) отведу в течение дня определенное время для неструктурированной игры” и т.д.)
3. Привлечение профессионалов по мере возможности
4. Использовать и сравнивать домашние видео для того, чтобы оценить продвижение вперед
В книге также предлагаются способы разрешения поведенческих трудностей. И, хотя и невозможно свести все эти подробные советы к коротенькому обзору, самое главное, что присутствует в книге - это совет присмотреться и прислушаться, не осуждать, а попытаться понять смысл поведения, предоставить индивидуально спланированную поддержку там, где это необходимо (например, составить визуальное расписание "в картинках" или написать и вывесить на видном месте правила, предоставить эмоционально значимую поддержку и посочувствовать огорчению (даже если ребенок огорчился, реагируя на ваши же правила), и... помочь ребенку осуществить его желание или идею.
Понимание - это... любовь?
К слову о понимании - в книге А. Соломона "Далеко от яблони" автор, противореча пословице "Яблокo от яблони недалеко падает", рассматривает все те "отклонения", которые причиняют боль родительским сердцам: глухота и карликовость, аутизм и синдром Дауна, церебральный паралич и шизофрения. Даже вундеркинды развиваются настолько сложно, что родители чувствуют себя беспомощными, одинокими, “другими”. Это книга для родителей и о родителях, о той сложной дороге, которая приведет, в случае успеха, к большей терпимости, принятию отличий, душевной щедрости по отношению к детям, которые так отличны от нас, родителей. Интересно, что в Великобритании книга вышла с подзаголовком "Дюжина видов любви".
Итак, если дети понимают, как устроен окружающий мир (и, что еще важнее, как "устроено" поведение окружающих их детей и взрослых), а взрослые понимают уникальные особенности детей (к примеру, их реакцию на движение, свет и звуки, их способ "дешифровки" речи и многие другие), они смогут приблизиться друг к другу и сформировать уникальную эмоциональную связь, без которой невозможны ни любовь, ни дружба, ни сотрудничество. Очень сложно выстраивать отношения без глубокого понимания другого человека. Хочется повторить еще раз: понять - значит помочь; понять - значит полюбить; понять - значит создать общий значимый язык. Активно понимая и, через жесты, прикосновения, мимику и звуки, вовлекая ребенка, мы тем самым прививаем ему вкус к человеческому общению.
Впервые опубликовано в интернет-журнале “Inter-Focus.de”
Май 2017