На первый взгляд, Иван Андреевич человек грамотный. Пишет почти без ошибок, умеет говорить долго и складно. Слушать его любо-дорого. Одна беда – никак не может правильно произнести слово «репертуар». Обязательно скажет «лепертуар».
Кому-то это, возможно, и простительно. Только не ему – всё-таки работает директором театра, и ему приходится произносить это слово по нескольку раз в день, чаще, чем какое-либо другое. Раньше он ещё говорил «колидор». Но от этого дефекта каким-то чудом избавился. А вот с «лепертуаром» совладать никак не удаётся.
Тут ещё подчинённые виноваты. Дело в том, что у Ивана Андреевича очень честолюбивый характер. Если ему сделать замечание, пусть даже справедливое, он сразу взрывается, после чего утихомирить его совершенно невозможно. Поэтому сотрудники боятся поправить своего директора, сказать ему, что это слово он произносит неправильно. Кому охота искать приключения на свою шею?!
Больше того – в разговоре с ним сотрудники чувствуют себя крайне неловко. Говорить «репертуар», когда шеф ясно сказал «лепертуар», вроде бы бестактно. Получается, ты подчёркиваешь своё превосходство. Поэтому при нём некоторые тоже говорят «лепертуар». А другие вертятся как уж на сковородке, пользуются сложными синонимами. Одни вместо «репертуар» говорят «резерв спектаклей». Другие и того хлеще – «совокупность спектаклей, идущих на сцене нашего театра». Всё это очень утомительно.
Луч надежды забрезжил для окружающих, когда в городской администрации появился новый начальник управления культуры. Про него говорили, что это в высшей степени образованный человек. И действительно – при первой же встрече с Иваном Андреевичем, услышав от того пресловутый «лепертуар», деликатно поправил собеседника.
После той поправки директор театра покинул кабинет начальника ни жив ни мёртв от страха. С тех пор при нём Иван Андреевич всегда говорил это слово правильно. Однажды начальник управления приезжал в театр на совещание. При нём, выступая с докладом, директор всё время говорил правильно – «репертуар». Сотрудники решили, мол, тот навсегда избавился от дурацкой привычки. Но оказалось, что рано радовались. Только начальник управления за порог, Иван Андреевич опять в своём репертуаре, точнее «лепертуаре». Не может от этой особенности избавиться, хоть тресни.