Новости, события

Новости 

Географические карты ("Публицистика")


 

Из серии репортажей о турпоездке по Украине


Впечатления от посещения замков Львовщины оставили в моей душе
глубокий след. Однако самое сильное воздействие на меня оказали средне-
вековые карты в Золочевском и Олесском замках, приведя в изумление над-
писью на них Russia. Я застывала перед ними, рискуя отстать от экскурсии.
Однако задавать вопросы экскурсоводу, который ни словом не обмолвился
на эту тему, я не решилась и карты только сфотографировала. Уже в Москве
я вплотную занялась изучением истории двух государств, что привело меня
к поразительным открытиям.

 

Славяне широко распространились в Европе в V—VII веках. Их много-
численные племена разделились на южных, ушедших на Балканский полу-
остров, западных и восточных. Часть восточных племён расселилась в бас-
сейне Днепра на территории современной Украины, другая переселилась из
Померании на северо-восток. На рубеже VIII — IX веков происходило объединение

племён полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и словен. В
результате этого объединения на территории от Таманского полуострова на
юге, Днестра и верховьев Вислы на западе и до верховьев северной Двины на
севере возникла Киевская Русь.

 

Ядро древнерусского государства составили поляне, жившие в VI–IX ве-
ках по среднему течению Днепра в районе Киева, от Припяти до Роси, право-
го притока Днепра. По мнению некоторых историков, именно с Росью связа-
но происхождение названия Русь и опосредованно — Россия. В Рось впадают
реки с названиями Роська, Россава и другие, имеющие в названии тот же
корень. Главным городом Киевской Руси стал Киев. В «Повести временных
лет» сказано: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать
городам русским».

 

В VIII веке с началом эпохи викингов в Восточную Европу начали прони-
кать варяги. К середине IX века они обложили данью не только Прибалтику,
но и многие территории между Балтийским и Чёрным морями. В 862 году, со-
гласно «Повести Временных лет», предводитель народности русь Рюрик был
призван на княжение одновременно чудью (финно-угорскими народами,
населявшими Эстонию и Финляндию), весью (прибалтийско-финским пле-
менем) и их соседями, славянскими племенами — псковскими кривичанами
и ильменскими словенами.

 

Рюрик обосновался среди славянских поселений в крепости, близ которой
позже возник Великий Новгород. К концу жизни Рюрик расширил владения
своего рода до Полоцка, Мурома и Ростова, а его преемник Олег к 882 году
захватил Смоленск и Киев. Титульным этносом нового государства стал не
один из славянских или угро-финских народов, а русь, варяжское племя. Оно
выделялось как отдельный этнос ещё при ближайших преемниках Рюрика,
князьях Олеге и Игоре, но постепенно растворилось в славянском народе
при Святославе и Владимире.

 

В результате интеграции племени русь со славянским населением Киев-
ских земель, название русь распространилось сначала на славянские племена
полян, о чём сообщает «Повесть временных лет»: «Поляне, которые теперь
зовутся русь», а позже и на всё население Киевской Руси. Это вторая версия
происхождения названия государства Русь, основанная на древнерусской ле-
тописи:
«… и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и
стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы


владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги
назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы,
а ещё иные готландцы — вот так и эти».

 

В 981 году к Киевской Руси были присоединены восточнославянские зем-
ли вятичей и хорватов. После походов славянских дружинников славяне
расселились до границ владений пруссов. Спустя три года власть Киева рас-
пространилась на радимичей. К 1054 году в составе Киевской Руси оказались
почти все восточнославянские племена.

 

Соседями Киевской Руси были финно-угорские племена: меря, мурома,
мещера, мордва, ливь, чудь, весь и другие. До прихода татаро-монгольской
орды земли Залесья в X-XIII веках, населённые этими народами, были васса-
лами Руси. В 1169 году объединённая рать 11 князей, снаряжённая Андреем
Боголюбским, двинулась на Киев. Разорённый и разграбленный Киев навсег-
да утратил своё былое значение центра Киевской Руси, просуществовавшей
свыше 300 лет. Историк Ключевский считал завоевание Киева Боголюбским
рождением Московии.

 

В 1277 году после переписи населения золотоордынский хан Берке выдал
первый ярлык на появившееся поселение Моксель среди финно-угорских
народов меря, мурома, мещера на реке Яуза. Обладателем ярлыка Моксель
был Даниил, сын Александра Невского и куманки Эфимии из рода Оссолу-
ка, представительницы кочевого народа тюркского происхождения. Даниил
стал родоначальником московской линии Рюриковичей.

 

Итак, спустя 400 лет с начала существования Киевской Руси в записях до-
кументов татаро-монгольской Орды появилось название подотчётного ей
поселения — Московский улус — с населяющим его неславянским народом
моксель, позже переименованным в московитов. Это были неславянские За-
лесские мерянско-мокшанские земли. Рядом находились Суздальские земли,
тоже населённые неславянскими народами. В 1352 году улус Московия полу-
чил статус княжества. В XV веке часть золотоордынских татар, опустошив
Залесско-Суздальские земли, начала расселяться дальше, другая вернулась
в Азию, третья осталась на месте, став в будущем «русскими». Московия с
её многочисленными народностями досталась пришедшим на смену Золотой
Орде Крымским татарам династии Гиреев.

 

Начиная со времен правления правоверного Ивана III, его византийская
жена Софья Палеолог пыталась реформировать татарскую Московию на ев-
ропейский манер, чтобы добиться для своего мужа царского звания. Однако


Крымские ханы не дали добро на такие реформы. В конце XV века гречан-
ка предприняла попытку отколоться от Тартарской Орды, перестав платить
дань и прося защиты у католической Литвы. Она внушала Ивану III, что их
дети — потомки византийского рода, поэтому им надо отойти от ислама, а
Ватикан поможет обратиться в новую веру.

 

Британия, надеясь подмять под себя московитов и овладеть природными
недрами вокруг Московии, засылала туда своих послов и торговцев. В 1556
году Дженкинсон, английский дипломат, путешественник, картограф и ку-
пец, по поручению английской королевы Марии Тюдор прибыл в качестве
официального посла в Москву. Будучи одним из руководителей английской
торговой компании, действовавшей на территории Московии, он во время
своей поездки составил карту Восточной Европы.

 

В период XV–XVI веков немалое влияние на московитов оказывали Крым-
ские Ханы династии Гиреев, и только с их разрешения московиты могли с
кем-то сотрудничать или вести деловые международные отношения. Крым-
ские Ханы не возражали против «Московской компании», поскольку свою
долю с Москвы Гиреи имели ежегодно. Они дали «добро» великому князю
московскому Ивану IV на предоставление английской торговой компании
права беспошлинной торговли с Московией. Именно англичане помогли
московитам выступить против своих хозяев — Крымских татар. На случай
неудачи мятежа Иван Грозный начал подготовку к тому, «как удрать в Ев-
ропу», и Дженкинсон выступил посредником в переговорах Ивана Грозного
и королевы Англии Елизаветы I о заключении брака, который обеспечивал
бы московскому великому князю Ивану IV политическое убежище. В 1589
году Московия получила своё первое патриаршество,оставаясь православ-
ным княжеством, зависимым от исламского Крымского Ханата.

 

В статье Ольгерд «Московия, или, как её ещё называют, Татария», опу-
бликованной 17 мая 2006 года в «ЦЕНЗОР.НЕТ», говорится, что основой
исторических территорий, на которых зарождалась и прошла становление
как государство Киевская Русь, были земли современной Украины и Бе-
ларуси. Столетиями здесь проживал народ, который был и есть потомок
народа Киевской Руси. Этот народ никуда не переезжал, не уходил и по
большей части ни с кем не смешивался. Именно княжества Подолья, Га-
лиции, Волыни, Черниговщины, Переяславщины были истинными исто-
рическими преемниками культуры, языка и государственных традиций
Киевской Руси.


Русский языковед и писатель Даль описывал деревни всего в 100-200 вер-
стах от Москвы, где жители почти не говорили на «русском языке», который
он изучал. Клерки канцелярии Петра I после введения названия «Россия»,
стали именовать народ и язык Московии русским. Это слово является при-
лагательны

 

м и по своей сути означает принадлежность к определённой тер-
ритории.
В вышедшей в Смоленске книге «Страна Моксель, или Московия» её ав-
тор, доктор исторических наук Владимир Белинский пишет об истории Мо-
сковского государства за 320 лет, начиная с момента его появления. Автор
подробно рассматривает вопросы происхождения великорусского этноса,
возникновения Москвы и Московского княжества, его взаимодействия с Зо-
лотой Ордой, Крымским и Казанским ханствами. Московия располагалась на
землях, ранее принадлежавших и подчинявшихся Киевской Руси, на татар-
ских землях и в азиатской части Евразии. Московия ликвидировала систему
управления, торговли и культуру бывших земель Киевской Руси — в Вели-
ком Новгороде, Суздале, Полоцке и других городах.

 

Украинские и литовские города уже в те времена жили по законам евро-
пейской цивилизации. Город Брест получил Магдебургское право в 1390, Ка-
менец-Подольский — в 1432, Киев — в 1494 году. По этому праву горожане
имели самоуправление, власть же князя была ограничена. «В Московии к по-
добным законам управления пришли только после революции 1905 года», —
утверждает историк.

 

На княжество огромное влияние оказывала Орда и татары. Формирова-
ние государственности, системы торговли, военного дела, бытового уклада,
языка и менталитета населения происходило именно в период расцвета Орды
в XIII–XV веках и подчинялось её законам, правилам и укладам.

 

Москва, согласно российским источникам, впервые упоминается в 1147
году. Однако великороссов как таковых ещё не было, поскольку вокруг на ты-
сячи вёрст жили финские племена. «Все селения Ростово-Суздальской земли
к моменту прихода Рюриковичей с их дружинами были построены и заселе-
ны финскими племенами. С появлением Ростово-Суздальского княжества,
а позже Московского, эта земля ещё добрых пять сотен лет оставалась захо-
лустьем, не имевшим возможности тягаться даже с тогдашним разорённым
Киевом», — утверждает Владимир Белинский.

 

Белорусский писатель Михаил Голденков в своей книге «Русь — другая
история» пишет, что миф, будто бы Московское государство является преем-


ником Киевской Руси, разбивается при более внимательном анализе истори-
ческих фактов. Профессора Московского университета Соловьев и Ключев-
ский признавали существование Руси в старину, но великороссы как народ
появились лишь в XV—XVII веках, и такими признаниями они разрушили
миф о праве великороссов на «собирание земель киевской руси»
Белинский развеивает миф о знаменитой короне московских царей —
«шапке Мономаха». По его мнению, никакого отношения к киевскому князю
Владимиру Мономаху она не имеет: «Её сделали в 1330-е годы для хана Золо-
той Орды. А в конце XV века шапку «переименовали», добавив к ней крест и
легенду, связавшую корону с императором Константином Мономахом».

 

Историк приводит также свидетельства посла короля Франции Людови-
ка IX, посетившего в 1253 году страну хана Саратака: «Хан владел землями
Золотой Орды от Дона до Волги и от Каспийского и Азовского морей до се-
верных мест страны Моксель, куда дошли татары в 1238 году. Жили в «стране
Саратака» в те годы, кроме татарских племён, только «два рода людей: мок-
сель (евшие свинину) и мердинас (мусульмане, не употреблявшие свинину)»».
Именно «моксель» называли народ Московии. Автор делает вывод: «Велико-
русский народ… возник на базе финских племён, с последующим смешением
с булгарским и татарским этносами. И образовался он значительно позже».
Возникнув среди муромы, мери, веси, мокши, мещеры, печоры, чуди, пер-
ми, черемисов, которым в Х-ХIII веках принадлежал весь обширный край
от Тулы и Рязани на север и восток, племя великороссов, согласно русскому
историку Василию Ключевскому, начало «растекаться» дальше. Великорос-
сы захватывали земли, покоряли жившие там племена, навязывали им свою
веру, изгоняли с родной земли. Завоевание земель исконной Руси москов-
скими князьями было завершено к концу XV века. В 1478 при поддержке
татар был окончательно захвачен Новгород, после чего новгородцы были
массово выселены с родной земли. Псков какое-то время сохранял некото-
рую самостоятельность, но не долго. Силой или путём заключения браков
под власть Московии попали Ярославль в 1463, Ростов в 1474 и Тверь в 1485
году.

 

В 1480 году Иван III отказался платить дань Великому Ахмед-хану и при
поддержке ногайских татар успешно противостоял ему. В 1487 году Моско-
вия захватила и подчинила часть земель Казанского ханства — основу Орды.
При поддержке Султана Оттоманской империи и Крымского хана Менгли
Гирея I Московия вела войны против преимущественно православного Ве-


ликого Княжества Литовского, а в 1495 году хан помогал Московии наладить
отношения со Стамбулом, куда Московия направила посольство.

 

Согласно исследованиям Белинского и других историков, отношения меж-
ду московскими и татарскими политиками были тесными и прагматичными.
Прочный политический союз между Василием II и ханом Улу Мехметом в
значительной степени обусловил победу Москвы в гражданской войне XV
века, в которой противниками Василия были его православные двоюродные
братья, противостоявшие ему и татарам.

 

В следующем поколении самым близким иноземным союзником Ивана III
был крымский хан Менгли-Гирей. Союз этот был тесным и взаимовыгодным,
что сделало возможным завоевание Новгорода и Пскова. Иван IV никогда
бы не завоевал Казань и Астрахань без тесного сотрудничества со своими
давними татарскими союзниками — ногайцами. С обоими исламскими со-
юзниками Москва обменивалась жестами доброй воли, посольствами и сим-
волическими дарами: конями для хаджа в Мекку и «шапкой Мономаха».
Московские политики продавали татарам-мусульманам христиан в рабство,
роднились с их княжескими домами.

 

Почти 500 лет Московия во многом была фактически оторвана от обще-
европейской культуры и хода исторических событий в Европе XIII–XVIII
веков. Исконная Русь, т.е. современная Украина, была для Московии «окра-
иной», потому что все важные исторические события, войны, торговля и
отношения Московия имела с Ордой и с Татарией. Отношения же с истори-
ческой Русью были ограничены, особенно в XIV–XVI веках. Её земли пред-
ставлялись далёкими, и события в них не имели прямого отношения к бур-
но развивавшемуся под покровительством Орды и Татарии Московскому
Княжеству.

 

Впервые об исторической прародине московских князей по отцовской ли-
нии вспомнил Иван III, который, называя себя Князем Московским, присво-
ил себе звание царя «Всея Руси». Но тогда взбунтовался Король Польский, и
Ивану III пришлось отказаться от этого высокого титула.

 

На протяжении столетий название России многократно менялось — от
Мерянии, Суздаля, Залесья и Московии до Российской империи и СССР. По
заказу Петра I в 80-е годы XVII века была написана официальная история
Московии, которая признавала особый, местный и неславянский характер
Московии, отличающейся и от Руси, и от Польши. Однако новые возмож-
ности, открывшиеся перед Московией после экспансии в славянские земли


Украины и Польши, заставили официальную Москву пересмотреть свои
официальные подходы к истории. Историческая правда была заменена по-
литической целесообразностью. Окончательный отказ Московии от своего
финно-угорского корня произошел в XVIII веке.

 

В 1721 году Пётр I назвал Московию Россией, а московитов — русски-
ми, хотя Москва никогда не была Русью. Московское княжество никогда
себя русским не считало. Но оно постоянно расширялось, захватывая со-
седние земли, и при Петре пора было «приобщиться» к Западу. Для этого
ему пришлось изменить название государства, заимствовав его у Киев-
ской Руси. Однако название «Россия» в Европе официально не призна-
вали до середины XVIII века. Это отражено в исторических картах XV–
XVIII веков. Все древние летописи, хроники и документальные источники
с названием RUSSIA/RVSSIA до 1721 года относились к истории Руси, пра-
державе Украины. До 1721 года исторические факты о современной Рос-
сии упоминались в хрониках только в связи с Московией и его народом
московитами.

 

По заданию Екатерины II, не желавшей быть императрицей татарского
населения, история нового государства переписывалась трижды. Для этого
выдумались исторические свидетельства и документы, уничтожались исто-
рические памятники. Так случилось со многими документами времён Киев-
ской Руси, со «Словом о полку Игореве» и «Переяславским договором». Ори-
гиналы документов не сохранились, а переписанные и отредактированные
копии XVIII–XIX веков до сих пор предъявляются и выдаются за оригиналы,
которые якобы подтверждают миф.

 

Олег Панфилов, профессор Государственного университета Илии в Гру-
зии, в статье от 16.09.2015 «Настоящая Русь. О чём боятся вспоминать росси-
яне» пишет, что в Европе уже после падения Киевской Руси с XIV века и до
1772 года существовало Русское Королевство, которое находилось совсем не
на территории современной России. В 1908-1913 годах в Санкт-Перебурге в
издательстве Брокгауза и Эфрона вышел перевод «Еврейской энциклопедии»,
увидевшей свет в Нью-Йорке в 1901–1906 годах. В ней впервые на русском
языке были опубликованы справочные сведения о «земле Русской», не имею-
щей никакого отношения к России.

 

В работе Натальи Яковенко, посвящённой исследованию истории Украины
с древнейших времён до конца XVIII века, приводится подробное описание
«Русской земли». В 1254 году Даниил Галицкий принял титул короля Руси от


Папы римского Иннокентия IV, основав галицкий королевский дом. Потом-
ки Даниила Романовича Галицкого имели титул «король Руси» и «князь всей
земли русской, галицкой и владимирской».

 

До занятия в 1340 году земель Галицко-Волынского княжества Казими-
ром здесь находились три отдельных древнерусских княжества — Львов, Га-
лич, Перемышль, позже объединённых под общим названием Русское коро-
левство, или Русская земля. В XV веке его центром был город Львов. Около
1434 года здесь было образовано воеводство, которое в начале XVII века было
частью огромного польского государства — Речи Посполитой, граничащей
с Московией на востоке. В 1770 году там жили 1495000 человек. Самые круп-
ные этнические группы составляли поляки, русины, евреи, немцы, армяне и
валахи. Русское воеводство было ликвидировано в 1772 году после аннексии
земель Речи Посполитой, когда Галиция вошла в состав Австрийской импе-
рии. У российских историков редко встречалось упоминание Русского коро-
левства. Это замалчивание было связано с необходимостью заново создавать
историю Российской империи.

 

Исторические карты служат источником для изучения названий, земель,
княжеств, территорий и государств на различных этапах их исторического
развития. На картах, изданных в Лондоне и Амстердаме в 1600-1794 годах,
Московия показана в составе Большой Татарии, находившейся на грани-
це с Европой, на других территория современной Украины обозначена как
Русь — Pars Rusiae, а Поволжье как Tartariae Pars, на третьих чётко разделены
понятия Русь, Московия и Татария. Анализ карт XVI века, когда татарская
Московия в Залесье (праматерь России) ещё не получила своего нового име-
ни, проводил историк Михаил Килимник. Карты XVI–XVIII веков анализи-
ровал также Дмитрий Белоусов в своей книге «Тартария — империя, кото-
рую скрыли?».

 

На карте 1562 года, составленной Дженкинсоном, упоминаются названия
Белая Руссия (Alba Russia), Московия, Тартария. В 1600 году в Кёльне была
издана карта Московской Тартарии. На карте Московии 1606 года её западная
граница показана чуть Крыма, то есть нынешняя Украина в состав Московии
не входила.

 

Во Всемирной истории Дионисия Петавиуса, изданной в 1659 году, есть
карта Российской империи — Тартарии. «Карта Тартарии» Гийома де Лиля
1766 года издания имеет и второе название: «Сибирское царство». На другой
карте XVIII века вся Сибирь за Уральским хребтом названа Великой Тартарией.

 

В фундаментальной Британской Энциклопедии, вышедшей в 1771 году,
приведены географические карты Европы, Азии, Африки, Северной и Юж-
ной Америки. На карте Европы есть надпись «Russia» под точкой Peterburg и
надпись «Moscovite Tartary» справа от точки Moscow.

 

На кёльнской карте 1597 года от Антонио Маджино Патавини «Татарская
империя» выделены четыре города: 1) столица «правителя Московского» Мо-
сква, 2) Астрахань, 3) столица Камбалу-Катай, находившаяся между верхо-
вьями Оби и Енисея, недалеко от Алтайских гор, 4) Самарканд. Только эти
четыре города обозначены на карте Патавини в виде городских башен. Все
остальные изображены просто кружками как рядовые города. Самый боль-
шой значок с изображением городской башни Патавини поставил на месте
Москвы, а остальные три значка гораздо меньше. По мнению Патавини,
именно Москва была главной столицей Татарской Империи конца XVI века.
Это обстоятельство объясняет присутствие названия «Московская Татария»
на более поздних картах XVIII века, ибо исторической столицей «Татарской»
империи была Москва.

 

В Британской энциклопедии, помимо Московской Тартарии, также упо-
минаются «Независимая Тартария» со столицей в Самарканде и «Китай-
ская Тартария» со столицей в Чиньяне. «Независимая Тартария», ещё один
огромный «осколок» Великой Руси-Орды XIV-XVI веков, была завоевана Ро-
мановыми в середине XIX века. Таблица территорий, представленная в эн-
циклопедии, согласуется с данными А. Косенко, в книге которого доказано
завоевание Петром I в конце XVII века территорий реки Невы, Новгорода,
Пскова, Яма, Ладоги, Архангельска и существование в течение весьма непро-
должительного времени двух государств, одного — со столицей в Петербур-
ге, а другого, Московской Тартарии, — со столицей сначала в Москве, а потом
в Тобольске.

 

Политолог Александр Палий утверждает, что Россия — это скорее славя-
ноязычная, чем славянская страна. На территории нынешней России славяне
появились лишь в IX — X веках. Это были племена радимичей и вятичей, ко-
торые, по данным летописей, «пришли от ляхов». Однако киевский летопи-
сец даже не внёс вятичей и радимичей в перечень славянских племён, веро-
ятно, из-за того, что эти славянские народы достаточно быстро растворились
в финно-угорских народах.

 

Почти все русские города Центральной России с более чем 500-летней
историей имеют финно-угорские названия. Большинство названий рек
(Нева, Волга, Москва, Ока) и городов, ничего не означающие для славян, о
многом говорят финно-угорским народам. Так, Рязань была центром этно-
графической группы мордвы эрзя и называлась Эрзань. Название Коломна в
переводе с финно-венгерских языков означает «рыбная река», «пограничная
река». Муром происходит от названия финно-венгерского племени мурома и
означает «люди на суше». Вологда, Волга — «белый», «светлый». Можайск —
«неглубокое место». Суздаль — «девы». От финно-угорских языков происхо-
дят названия Кострома, Толшма, Тотьма, Вохрома, в которых последний слог
«ма» означает «земля».

 

Относительно названия российской столицы популярными являются ги-
потезы, предложенные, в том числе и русским историком Ключевским, кото-
рые производят название Москвы по аналогии с другими финно-угорскими
названиями — Протва, Кушва, Лысьва, Сосьва, Нева, Колва, Силва, где «вa»
по-фински — «вода».

 

Археологические раскопки, проведённые Дубыниным, руководителем
можайской археологической экспедиции, показали, что граница между сла-
вянским племенем вятичей и угро-финским племенем меря в IX-XI веках
проходила по территории Московской области. Ещё при Петре I мерянская
речь была довольно распространённой в районе Можайска. Ни древнерус-
ские, ни литовские словари не проясняют происхождение названий сёл в
этой местности. Объяснение нашлось в мордовском языке. Название реки
Можайка первоначально звучало как «Мазай Aва». Некрасовский дед Ма-
зай жил в Мещерской низменности и носил мордовское прозвище или был
обрусевшим мордвином. Одна из версий предполагает, что в основе назва-
ния Можайск лежит мордовское слово «мазя» — мель. Можайка — это река
Мелкая, что близко к переводу, предложенному Александром Палием. На
основе мордовского языка можно дать объяснение названию реки Москвы.
В древности финский народ, населявший эти места, называл себя «мокша»,
как до сих пор называет себя мордва . Название этой реки могло звучать как
«Мокшава». В славянском языке вначале оно звучало как Моксава, а впо-
следствии как Москва.

 

В статье «Когда Московия была Русью?», опубликованной 26 октября 2010
года на сайте «Политические форумы России», говорится, что Русью с княже-
ских времён называли современную центральную и западную Украину. Есть
много документов о Галицкой Руси, Волынской Руси и Черниговской Руси, но
ни в одном из них не говорилось о Московской или Суздальской Руси.


Тот факт, что Россия, получив свое название в XVIII веке, претендовала на
историческое наследие Руси, созданной на семьсот лет раньше, дал основание
Карлу Марксу утверждать в работе «Разоблачение дипломатической истории
XVIII века», что «Московская история пришита к истории Руси белыми нит-
ками». Эта работа Карла Маркса единственная, которая никогда не печата-
лась в СССР.
В очерке Аллы Валько выражено личное мнение автора,которое никак не
согласовывалось с мнением редакции.


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 21.12.2024 11:19:26

    Зиновий Вальшонок. "Поэма "Праведник" (памяти академика Д.С.Лихачева)" ("Поэзия")

    "О шагах людского пробуждения молит духовидец и мессия. Но, увы, не все предупреждения слышит горделивая Россия. Жизни, что светла, как откровение, судьи не нужны и адвокаты. Кто заменит праведного гения? Нет его. И роль его вакантна."

  • 20.12.2024 12:11:00

    Наталия Кравченко. "В колонии строгого режима" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "У входа в колонию нас встречали старательно выписанные заключёнными, разрисованные цветами плакаты с приветствием и цитатами из моего стихотворения «Рецепт», где говорилось, «как выжить нам и видеть мир как прежде». Вечер проходил в школе колонии. Я сидела «в президиуме», как почётная гостья, и слушала концерт по своим собственным произведениям в исполнении зэков. Они читали стихи, выбранные ими по своему вкусу, и довольно интересно мотивировали свой выбор..."

  • 07.12.2024 14:16:44

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 5)" ("Критика. Эссе")

    "Есть поэты «с биографией», такие, как Пушкин, Лермонтов, Байрон, Бродский, и поэты без биографии (Фет, Тютчев, Анненский). Кушнер относит себя ко второй категории и благодарен судьбе, что она позволила ему заниматься любимым делом, не отвлекаясь на «биографию». «Слово «поэт» я к себе не примерял, – говорил он, – поэт – это Блок, я же жил с ощущением «человека, пишущего стихи» – это словосочетание, употреблённое Блоком в одной из его статей в отрицательном значении, казалось ему самым подходящим для себя. Любимый миф Кушнера – это эпизод в божественной карьере Аполлона, целый год принуждённого Зевсом провести в услужении у царя Адмета пастухом. Анонимность, неузнанность представляются ему более достойными поэтического дара, нежели..."

  • 03.12.2024 17:21:00

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №6)" ("Поэзия")

    "Коварен и неведом путь. Рука судьбы толкает в грудь: Давно пора передохнуть, Куда ты устремился? Но я, судьбе наперекор, Через очередной бугор Спешу, чтоб мог увидеть взор, Что я не заблудился..."

  • 29.11.2024 17:20:19

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 4. Окончание)" ("Критика. Эссе")

    "Отсидев 5 лет и 7 месяцев, получив условно-досрочное освобождение, Дербина перестала считаться преступницей и почти два десятка лет не привлекала к себе внимания. Но когда в 1994 году вышла в свет ее книга стихов «Крушина», предисловие к которой в свое время написал сам Николай Рубцов, она вызвала безжалостную, с потоками откровенной клеветы, травлю Дербиной, которая не прекращается и по сей день. В конце 2000 года профессор кафедры судебной медицины Юрий Молин дал заключение об..."

  • 28.11.2024 17:17:00

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 4. Продолжение)" ("Критика. Эссе")

    "Много мифов и легенд ходит об этой истории, много сплетен, клеветы, лживых и злобных домыслов. Даже сейчас, когда прошло более полувека. Сальери, Маркиз де Сад, Дантес в юбке, Герострат, леди Макбет, Чапмэн – как только ни называли эту женщину. Я хочу дать слово ей – единственной свидетельнице, виновнице и жертве, очевидице и участнице тех давних событий. Прочтя множество интервью с ней, я объединила её ответы в единый монолог, который и хочу сейчас вам представить..."

  • 27.11.2024 17:15:00

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 4. Начало)" ("Критика. Эссе")

    "Это очень печальная история. История короткой и странной любви, трагический исход которой оба они предчувствовали. Всё так и вышло, как он писал: «Я умру в крещенские морозы...» А для неё та январская ночь 1971 года оставила только одно имя: «Та, которая убила Николая Рубцова». С этим именем ей надо было жить всю остальную жизнь. Познакомились Николай с Людмилой в общежитии Литинститута ещё в 1963-м. Потом ещё раз случайно встретились через год. Правда, тогда с её стороны особой симпатии к Рубцову не возникло..."

  • 21.11.2024 17:41:17

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №5)" ("Поэзия")

    "Тропа к успеху далека. Поэт! Найди строфу сначала. Чтоб в ней хотя б одна строка, Но крепко за сердце цепляла. Чтобы..."

  • 20.11.2024 16:33:00

    Андрей Жеребнев. Рассказ "Суп из черепахи" ("Проза")

    "Заделка дыр на трале мало мне в работе пригодилась – так, ликбез, не более. В карты я тоже с той поры никогда не играл. И супа черепахового за всю жизнь так и не отведал, и уж точно никогда не пожелаю: рассказу тому спасибо! Пусть живут мудрые черепахи сотни лет..."

  • 18.11.2024 16:23:00

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №4)" ("Поэзия")

    "Поэты – сильные создания. Они уверены в себе. Всегда готовые к борьбе, Чтобы улучшить мироздание. Но мир таков, каков он есть. Особо их не привечает. Поэт пороки обличает - В ответ к нему крадётся месть..."

Спонсоры и партнеры