Новости, события

Новости 

Инна Ряховская





Инна Сергеевна РЯХОВСКАЯ  живет в Москве. Окончила филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, филолог. Первая публикация – в 1967 г. В 1960-е – 70-е г. входила в неформальное литературное объединение «Спектр». Печаталась в периодической печати: литературные журналы «Историк и художник», «Поляна», альманахи «Вектор творчества: в поисках времени», «Словесность», международные альманахи «Муза», «Литературные знакомства», газета «Литературные известия» и др.; в сборнике «Поэты “Спектра”. 1963–1971–2010: “Спектр” в документах и воспоминаниях”» (М., 2010).

Автор поэтических книг «Свет осенний: Избранные стихи (1966–2006)» (2006), «Золотое сечение» (2014), «Песочные часы» (в альманахе «Литературные знакомства». 2014. 4(19).

 Лауреат Пятого международного литературного фестиваля «Русские мифы» им. Юрия Дружникова в Черногории, XIII Артиады народов России в категории «Литература. Взрослая лига. Гильдия профессионалов» и победитель Межзонального фестиваля авторской песни и поэзии «Серебряный журавль» в Талдоме. Вошла в шорт-листы финалистов Международного литературного форума «Славянская лира-2014» (Полоцк, Белоруссия) в двух номинациях.

Работала научным редактором энциклопедической и исторической литературы в издательствах «Советская энциклопедия», «Российская политическая энциклопедия», «Московская энциклопедия» и др. На профессиональном счету десятки отредактированных и изданных энциклопедий и научных монографий. В настоящее время научный редактор энциклопедии «Литературные музеи России» в Государственном Литературном музее (Москва). Автор статей о писателях, поэтах, литературе во многих энциклопедиях. 

  

 

Произведения автора:

                  

 

 

СТАРЫЕ ПИСЬМА

Мы разучились разговаривать
и письма длинные писать,
жемчужины в словесном вареве
и в соре быта различать.

Где вы, пространные эпистолы,
словес искуснейшая вязь,
витиеватый слог изысканный
и тёплая, живая связь?

Там музыка родного почерка,
как будто мамина рука,
обнимет в бездне одиночества,
поддержит в мраке тупика.

Где то общение крылатое,
где мыслей и идей пласты?
Конверты, временем измятые,
и пожелтевшие листы…

Той речи вольное роскошество,
и остроумие, и блеск,
как битой черепицы крошевом,
засыпал мусор sms.

 


***

В гомоне птичьих атак,
в сполохах вешних рассветов
и не заметишь ты, как
грянет короткое лето.

Вот налетает гроза,
всё освежая озоном.
Как изумрудны глаза
острых стрекоз изумлённых!

Так, когда моешь окно,
всё проступает объёмней.
Каждое ярче звено
в мира картине огромной.

Господи, что за напасть –
август промчался в горячке.
Осень. И вечная страсть –
долгая зимняя спячка.

Приз утешительной лжи
в сладкой облатке на случай.
Всё лишь готовимся жить,
пестуя мудрость паучью.

Но накрывает волной
сердце тупая усталость.
Путь позади, за спиной,
больше того, что осталось.

Промельк и вспышка звезды,
жизнь – вдох и выдох мгновенный,
отсвет земной борозды
в гулких просторах Вселенной.

 

ФЕВРАЛЬ

Февраль.
Нахохлились вороны,
Морозом выдуло тепло
и дымом инея корону
берёзы старой обмело.

И лишь мечтаешь на рассвете
о нежной трели соловья…
Но кажется, что нет на свете
весны – и все надежды зря.

Где лета царская порфира,
ромашек тихий разговор?..
Вокруг от сотворенья мира
лежит простуженный простор.

Лишь лёд и холод безграничный
в бескрайних далях снеговых,
И дух поляны земляничной
не опахнёт замёрзший стих.

И стужа острою иглою
живое сердце бередит,
и буря кроет небо мглою
от века – Пушкин подтвердит.

А ветер Блока, вечный ветер
следы и память заметёт…
И Время даже не заметит,
как наша жизнь под лёд уйдёт.

 


***

Мне надо знать, что ты живёшь на свете,
что город есть и улица, и дом,
где лампа вечерами мягко светит,
экран компьютера мерцает над столом,
и что, перекрывая расстоянья,
с душой соприкасается душа.
Через границы, жар и холод мирозданья
Попробуем друг к другу сделать шаг.
Мы обострённей чувствуем в разлуке.
И оглянувшись, словно с высоты,
Увидим нашу жизнь очищенной от скуки,
Её неведомые прежде нам черты.

 


ПАМЯТИ ОТЦА

Пройду тропинкой узкой через луг,
где утренней прохладой дышит лето,
где лес встречает весело, сам-друг,
весь в переливах щебета и света.

Там — пыльный город плавится в жаре,
а здесь объемлет тихая отрада,
когда калитку тронешь на заре
искрящейся росой обрызганного сада.

И чудится: вот выйдет на крыльцо
встречать меня отец с улыбкой ясной,
любовью светится его лицо,
глаза в морщинках мудры и прекрасны.

Прижмет к себе и спросит, как дела.
Дымиться будет чай в уютных чашках.
И будут ласточек просвистывать крыла,
стрекозы в струях воздуха качаться.

И запоёт в руках его пила –
опилок терпких хоровод закружит.
Огладит яблони, присядет у стола…
Как сердце по нему, тоскуя, тужит!

 


ШИПОВНИК

Не чванливая роза –
милее мне скромный шиповник,
беспороден, в углу у забора ютится в саду,
будто просит и ждёт: «Приласкай же,
прилежный садовник», –
и дурманит мне голову
сладостный, чувственный дух.

Так дурнушка колючая
вдруг полыхнёт красотою
лишь навстречу тому.
кто сумеет её разглядеть.
Залюбуюсь однажды
бесцветной былинкой простою,
что под солнцем горит на закате,
как жаркая, плавкая медь.

 


МОЦАРТ
(Воспоминание о Зальцбурге)
Юлии


Поедем-ка к Моцарту в Зальцбург!
В предутренней мгле золотой
Из кружева венского вальса –
В уют над неспешной рекой.

В старинной гостиничке светлой,
Где дух векового жилья,
Уснём под «Волшебную флейту»
И майскую трель соловья.

Сквозь пепел и кровь лихолетий,
Чуму, чей творец – человек,
Оплакав всех сгинувших в нетях, –
Назад, в восемнадцатый век.

Здесь помнит булыжник стремленье
Его торопливой ноги.
Прислушайся: там, в отдаленье
Еще затихают шаги…

Вот букли седые мелькнули,
И золотом шитый камзол…
В окне занавеска взметнулась
И скрипки пронзительный зов.

Любимая «Сороковая»
Сияющей грацией нот,
Ликуя, скорбя и прощая,
Утешит: «Поверь: всё пройдет…»

… На плавных legato качнуться,
Над нежным piano взгрустнуть,
Со scherzo бравурным рвануться –
Все створки души распахнуть…

Что знал он такое – воздушный
Юнец, золотое дитя,
Что горло слезами нам душит
Почти три столетья спустя;

Что смог уводить за пределы
В серебряный дым, в высоту,
Изринуть из бренного тела, –
Вновь ввергнуть в земную тщету?..

Ты слышишь: вот скрипка, валторна,
Вот дудочка, флейта, свирель…
Смеется и плачет, и стонет –
И молит любви менестрель.

И влившись в воздушные хоры,
Став небом, цветами полей,
Плывёт белоснежным аккордом
Над замком на древней скале.

 


***

Окутан душною сиренью,
Май наплывает, как дурман.
Губами сонными к свирели
Своей припал ленивый Пан.

Земли, податливой и теплой
В предчувствии плодоносить,
Рожденья многотрудный опыт
Готово лоно повторить.

Извечным таинством любовным
В весенний вихорь погружён,
Песчинкой каждой мир огромный
В творенье Жизни вовлечён.

Любовь одна одушевляет
Сухую сущность Бытия.
Трава на камне прорастает
И в чреве матери – дитя.

 


***

Как залп шампанского, сирень,
шипя и пенясь, за заборы
перелилась.
Весенний день
в души распахнутые створы

нахлынул гомоном берёз
и щебетом, и стрекотаньем,
жужжаньем сытым вёртких ос,
слепящим синевы сияньем.

Средь наших сумрачных равнин,
где дождь и хмарь, и снег полгода,
как царский дар, втройне цени
хмельное пиршество природы.

И жизнью попирая смерть,
весна в купели нас омоет,
чтоб вновь любить и молодеть
с весёлой майскою землёю.

 


ПОКУДА МУЗЫКА ЗВУЧИТ…

Покуда музыка звучит,
мы будем жить, мы будем вместе.
Не будет ненависти места.
Любви звенящие ручьи
нам будут петь, и смерч разлуки
не разомкнёт в объятье руки,
покуда музыка звучит…

Покуда музыка звучит,
очеловечивая души,
О Господи, не дай разрушить
от тлена и распада щит!
И сохрани друзей живыми,
дай каждое запомнить имя,
покуда музыка звучит…


Покуда музыка звучит,
как камертон, настроим сердце.
Откройся, потайная дверца!
Мы правды обретём ключи.
Войны и злобы сгинет морок
и мракобесья рухнет полог,
покуда музыка звучит…

Пусть дольше музыка звучит!



 

 

 

 

 


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 07.12.2024 14:16:44

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 5)" ("Критика. Эссе")

    "Есть поэты «с биографией», такие, как Пушкин, Лермонтов, Байрон, Бродский, и поэты без биографии (Фет, Тютчев, Анненский). Кушнер относит себя ко второй категории и благодарен судьбе, что она позволила ему заниматься любимым делом, не отвлекаясь на «биографию». «Слово «поэт» я к себе не примерял, – говорил он, – поэт – это Блок, я же жил с ощущением «человека, пишущего стихи» – это словосочетание, употреблённое Блоком в одной из его статей в отрицательном значении, казалось ему самым подходящим для себя. Любимый миф Кушнера – это эпизод в божественной карьере Аполлона, целый год принуждённого Зевсом провести в услужении у царя Адмета пастухом. Анонимность, неузнанность представляются ему более достойными поэтического дара, нежели..."

  • 03.12.2024 17:21:00

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №6)" ("Поэзия")

    "Коварен и неведом путь. Рука судьбы толкает в грудь: Давно пора передохнуть, Куда ты устремился? Но я, судьбе наперекор, Через очередной бугор Спешу, чтоб мог увидеть взор, Что я не заблудился..."

  • 29.11.2024 17:20:19

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 4. Окончание)" ("Критика. Эссе")

    "Отсидев 5 лет и 7 месяцев, получив условно-досрочное освобождение, Дербина перестала считаться преступницей и почти два десятка лет не привлекала к себе внимания. Но когда в 1994 году вышла в свет ее книга стихов «Крушина», предисловие к которой в свое время написал сам Николай Рубцов, она вызвала безжалостную, с потоками откровенной клеветы, травлю Дербиной, которая не прекращается и по сей день. В конце 2000 года профессор кафедры судебной медицины Юрий Молин дал заключение об..."

  • 28.11.2024 17:17:00

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 4. Продолжение)" ("Критика. Эссе")

    "Много мифов и легенд ходит об этой истории, много сплетен, клеветы, лживых и злобных домыслов. Даже сейчас, когда прошло более полувека. Сальери, Маркиз де Сад, Дантес в юбке, Герострат, леди Макбет, Чапмэн – как только ни называли эту женщину. Я хочу дать слово ей – единственной свидетельнице, виновнице и жертве, очевидице и участнице тех давних событий. Прочтя множество интервью с ней, я объединила её ответы в единый монолог, который и хочу сейчас вам представить..."

  • 27.11.2024 17:15:00

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 4. Начало)" ("Критика. Эссе")

    "Это очень печальная история. История короткой и странной любви, трагический исход которой оба они предчувствовали. Всё так и вышло, как он писал: «Я умру в крещенские морозы...» А для неё та январская ночь 1971 года оставила только одно имя: «Та, которая убила Николая Рубцова». С этим именем ей надо было жить всю остальную жизнь. Познакомились Николай с Людмилой в общежитии Литинститута ещё в 1963-м. Потом ещё раз случайно встретились через год. Правда, тогда с её стороны особой симпатии к Рубцову не возникло..."

  • 21.11.2024 17:41:17

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №5)" ("Поэзия")

    "Тропа к успеху далека. Поэт! Найди строфу сначала. Чтоб в ней хотя б одна строка, Но крепко за сердце цепляла. Чтобы..."

  • 20.11.2024 16:33:00

    Андрей Жеребнев. Рассказ "Суп из черепахи" ("Проза")

    "Заделка дыр на трале мало мне в работе пригодилась – так, ликбез, не более. В карты я тоже с той поры никогда не играл. И супа черепахового за всю жизнь так и не отведал, и уж точно никогда не пожелаю: рассказу тому спасибо! Пусть живут мудрые черепахи сотни лет..."

  • 18.11.2024 16:23:00

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №4)" ("Поэзия")

    "Поэты – сильные создания. Они уверены в себе. Всегда готовые к борьбе, Чтобы улучшить мироздание. Но мир таков, каков он есть. Особо их не привечает. Поэт пороки обличает - В ответ к нему крадётся месть..."

  • 17.11.2024 15:46:00

    Андрей Жеребнев. Рассказ "Чудо-матрос" ("Проза")

    "Трюмный, задыхавшийся от быстрого темпа, морозного воздуха и бешеного сердцебиения, улучив момент, отвернул обшлаг рукава телогрейки и взглянул на часы. Ровно шесть. До конца вахты осталось два часа. Еще два! А сил уже ни в руках, ни в ногах. Осталась одна..."

  • 05.11.2024 21:19:00

    Наталия Кравченко. "Из цикла "Защита" (Часть 3. Окончание)" ("Критика. Эссе")

    "Оставим на совести Ивинской и Мансурова эти россказни, не подкреплённые, как всегда, ничем, кроме ссылок на страницы его книги. Мы не знаем, говорила ли это Аля, в каком контексте говорила, знала ли она, что её «подруга» обворовывала заключённых в лагере, среди которых могла оказаться и сама. Думаю, что не знала. И ничего этого не говорила. Или говорила не то, не о тех и не так. Читая столь наглую ложь о Лидии Корнеевне, уже с трудом верится и во всё остальное..."

Спонсоры и партнеры