Новости, события

Новости 

Плата за выигрыш


 

Холод продирал до костей. Порывистый ветер колючими волнами налетал на уцелевшие после неприятельского артобстрела постройки. В январе 1945 года после кровопролитных боев на фронте в Восточной Пруссии наступила оперативная пауза. Только на отдельных участках время от времени раздавались выстрелы. Советские войска ждали пополнения живой силой и техникой. Командование готовило наступательную операцию, а бойцы тем временем коротали минуты затишья.

 

Солдаты и младшие офицеры легкой противотанковой батареи разместились в покосившемся сарае на окраине изрытой воронками деревни. За последние несколько дней в батарее осталось менее половины личного состава. Артиллеристы обеспечивали огневую поддержку наступающих войск: выкатывали 45-мм орудия на дистанцию «кинжального огня» — сотню метров до цели — и прямой наводкой били по пулеметным гнездам, наблюдательным пунктам и легкой технике противника. Немцы в первую очередь старались подавить именно их. Обнаружив такую батарею, они накрываю ее шквальным минометным и орудийным огнем. Доставалось артиллеристам и от танков. Советская легкая пушка не пробивала лобовую броню среднего танка и против тяжелого «Тигра» была совершенно беспомощной. Жизнь артиллерийского расчета на фронте длилась в среднем две недели. Затем присылали молодых офицериков только-только из военного училища и пожилых солдат непризывного возраста.

 

Командир взвода, восемнадцатилетний младший лейтенант Станислав Иволгин, попал на передовую всего месяц назад. Сейчас он отдыхал, постелив шинель на охапку сена и вспоминая бой, в котором от осколка погиб его предшественник, лейтенант Новосельцев.

 

Наступление войск оказалось плохо подготовлено: огневые точки противника не выявлены и не подавлены. Как только красноармейцы выскочили из окопов и ринулась вперед, из-за пригорка в полукилометре огрызнулась немецкая полевая артиллерия. Стрельба велась по навесной траектории: снаряды разрывались на высоте нескольких метров, осколками уничтожая беззащитную пехоту. В считанные минуты наступающие порядки были рассеяны; поле завалено убитыми и ранеными. С наблюдательного пункта Стас видел эту картину, но оказать помощь пехоте не мог. Его пушки били по настильной траектории. Снаряды либо ударялись в склон холма, либо летели вдаль над головами немецких артиллеристов, не причиняя противнику ни малейшего урона.

 

Вдруг снова понеслось нестройное «ура!» Вторая волна красноармейцев кинулась в атаку. Обреченных на верную гибель солдат, постигла та же участь, что и первую линию пехоты. Немцы пристрелялись и колотили наверняка. Тысячи тел покрыли поле. Только после этого командование армии запросило поддержку с воздуха. Вынырнувшие из облаков советские штурмовики, в считанные минуты сровняли с землей вражеские батареи.

 

«Сгубить без толку такое количество народа, — думал про себя Стас, — почему сразу не вызвали авиацию?»

 

Вслух он этого не сказал, только хмурил лоб и ворочался. Чуть в стороне на ящиках из-под снарядов бойцы его взвода играли в карты. Все они были старше своего командира, дольше на фронте. Огрубели и стали менее восприимчивы к витавшей рядом смерти.

— Товарищ младший лейтенант, не желаете перекинуться? — осторожно спросил Егоров, круглолицый сержант с усталыми глазами.

— Нет, без меня...

— Командир, все мы под богом ходим. Сегодня мы накрыли немцев, в завтра, может быть, нас накроют огнем.

— Ты бы не болтал, — засуетился Егоров.

— Ладно тебе.

 

Рядовой Граблин подсел к младшему лейтенанту. Это был абсолютно седой мужчина старше пятидесяти лет. Если бы не война — гнить ему в лагерях, как «кулаку и врагу народа».

— Правду Граблин говорит, — осторожно отозвался Егоров. — Будем жить, пока тихо, а то и не успеем.

 

Через пару дней новое наступление. Иволгин вздохнул и подсел к солдатам. Те играли на интерес: деньги, трофейные часы, кортик, губная гармошка, консервы — все имело свою цену.

 

Признанным экспертом в карточной игре слыл мордатый старшина Криворук. Его солдатский мешок раздувался от выигранной добычи. Старшина считался «везунчиком». Чем бы он ни занимался, ему всегда везло: из боя выходил без единой царапины, в картах непревзойденный эксперт и бабы его любили. Мужчина солидный, хозяйственный. Такой и по дому помочь сможет, и приласкать умеет. В деревнях ему от баб отбоя не было. Но солдаты относились к своему товарищу с недоверием. Не гнушался он трупы обшаривать, да и слухи имелись, будто играет не чисто — мухлюет. Но, как говорится, не пойман — не вор.

— Во что играете? — спросил Иволгин.

— Двадцать одно, товарищ младший лейтенант, — ответил Криворук. — Присаживайтесь. Правила такие: туз — одиннадцать, король — четыре, дама — три, валет — два. Остальные — по номиналу. Каждому раздаем по три карты. Одну или несколько карт можно сменить. В конце считаем очки: у кого больше — тот и победил. Но если взял сверх двадцати одного — проиграл.

 

Быстро закончив с объяснениями, сели играть тренировочную партию. Иволгин убедился, что игра простая.

— Ну, а теперь на интерес, — предложил старшина.

 

Вначале Иволгин осторожничал, но постепенно втянулся в игру. Он с переменным успехом выигрывал и проигрывал, оставаясь при своих. Ставки постепенно повышались; Криворук иногда пасовал и не казался теперь таким уж непобедимым.

 

Раздали на кон, скинули, внимательно посмотрели на соперников.

— Не идет карта, — вздохнул Граблин. — Как всегда, я — пас.

 

Сержант Егоров тоже не блистал. Его продовольственные запасы таяли, и он был вынужден оставить игру. Незаметно для себя, Иволгин остался один на один со старшиной и выставил на кон все ценное, что имел в походном мешке.

— Открываемся, — сказал он, выкладывая сильную комбинацию карт. — Десятка и два короля — восемнадцать.

 

Старшина Криворук лукаво подмигнул, придерживая свои карты, затем резко бросил на стол так, чтобы две крайние карты почти полностью скрывали среднюю:

— Проиграли вы, товарищ младший лейтенант, у меня девятнадцать — девять, шесть и король.

 

Показав карты, он тут же ловко схватил их, полностью скрыв огромной ладонью и постукивая по колену. Везунчик опять выиграл.

 

В этот момент рядом с сараем ухнул минометный снаряд. Стены задрожали, с потолка посыпалась пыль и труха.

— Перелет, — произнес Иволгин, вскакивая с ящика.

 

Вторая мина ударила ближе.

— Недолет... Пристреливаются! Все быстро марш наружу! — приказал младший лейтенант и сам подал подчиненным пример.

 

Солдаты похватали винтовки и выскочили из укрытия в окоп. Только старшина с трофеями замешкался. Эти несколько секунд стали для него роковыми. Третья мина гулко легла под стену сарая, частично ее разворотив. Крыша с одного края потеряла опору и просела. Несколько тяжелых досок упало внутрь постройки.

 

Советские артиллеристы ответным огнем заставили миномет замолчать.

 

Когда солдаты вернулись, Криворук лежал мертвый. Правая сторона лица залита кровью, а вокруг тела валялись теперь не нужные старшине банки с тушенкой, деньги и часы. Возле его ноги, особняком от остальных,  валялись три карты.

— Смотрите, товарищ младший лейтенант, — сказал Егоров.

— Что?

— Девятка, шесть и валет — семнадцать. Выигрыш за вами! Блефовал жулик, всех надул.

— Не хотел бы я так кого-то надуть, — мрачно произнес Иволгин, глядя на распростертое тело.

— Надо бы его похоронить, — послышался голос Граблина. — Хоть и вороватым был, а все ж таки человек.

— Переплатил он сегодня за выигрыш, — заворчал Егоров.

— … или разом оплатил прошлое везенье, — Граблин присел и закрыл покойнику глаза.

 

 

 

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 12.01.2026 16:51:15

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №54)" ("Поэзия")

    "Меня отец привёл в газету. Мне было девять-десять лет. Поэт со мною вёл беседу о том, что мне писать не след. Не быть поэтом мне, и точка. Я им не ровня, не родня. Я просто папенькина дочка, а он хлопочет за меня. Читала я того поэта – про песню пашни и станка. Чтоб так писать про всё про это, моя кишка была тонка. Тогда ..."

  • 11.01.2026 14:42:00

    Анна Гройсс. "Рассказ "Молитва" ("Проза")

    "И вот, в последний момент, когда она, задыхаясь, взлетела по ступенькам на смотровую площадку, с которой открывался широкий вид на окрестности, её угораздило проснуться! Еще немного, и она..."

  • 10.01.2026 15:51:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №53)" ("Поэзия")

    "Коль висит на стене двустволка – то должна гештальт завершить... Но в России жить надо долго. Может быть, даже вечно жить..."

  • 26.12.2025 16:25:12

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №52)" ("Поэзия")

    "Мой Бог не солнце из-за облак, не ясный месяц, не звезда – он просто принимает облик тех, кто любил меня всегда..."

  • 25.12.2025 17:32:00

    Марина Завьялова. "Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой" (репортаж о поездке в ОАЭ)" ("Россия и мир")

    "Что такое ОАЭ? Некое экономическое чудо, о котором несколько лет усиленно информирует сеть. Место, куда ринулись пассионарии со всего мира, а из России – особенно. Небоскребы до неба и страна без истории. Нет, история есть, об этом рассказывал экскурсовод: мужчины – ловцы жемчуга из века в век, и женщины, лазающие по деревьям с целью добычи фиников. Тоже длительный исторический период. Если бы не португальцы, а затем англичане, то, может быть, и сейчас еще ныряли и лазали. Хотя не будь указанных завоевателей, наверняка были бы другие. Но чудо получилось – и это факт..."

  • 24.12.2025 15:20:00

    Сергей Москвитин. "Рассказ "Фомич и Васька" ("Проза")

    "Вот и дом! Облако морозного пара медленно и нехотя растворилось в тёплом квартирном воздухе. Фомич вытащил притихшего на груди котёнка и пустил на пол. Когда рыжее существо застучало обмороженными лапками-ледышками, Фомич..."

  • 23.12.2025 15:50:00

    Анна Гройсс. "Рассказ "Таинственное исчезновение Агаты Кристи" ("Проза")

    "В первый момент Арчибальд обрадовался. Разумеется, он пытался давить в себе чувство освобождения, взошедшее в нём в ту минуту, как ему сообщили, что она пропала. Пустой «Моррис-Коули» с включёнными фарами, уткнувшийся бампером в кусты, обнаружили ранним утром на самом краю мелового карьера. Однако спустя время Арчибальд заметил, что улыбки его друзей и партнёров по гольфу стали холоднее, а глаза — насмешливей, и тогда он впервые осознал, какую изысканную и остроумную месть приготовила ему жена..."

  • 11.12.2025 16:51:03

    Наталия Кравченко. "Дневники Корнея Чуковского" (Часть 5)" ("Проза")

    "«Всю жизнь он работал, не пропускал ни одного дня. Первооткрыватель новой детской литературы, оригинальный поэт, создатель учения о детском языке, критик, обладавший тонким, «безусловным» вкусом, он был живым воплощением развивающейся литературы. Он оценивал каждый день: что сделано? Мало, мало! Он писал: «О, какой труд — ничего не делать»... Эти «Дневники» читаются как увлекательная книга, где главное – портрет автора, его на первый взгляд счастливой, а на деле – трагической жизни»...

  • 10.12.2025 15:54:00

    Наталия Кравченко. "Дневники Корнея Чуковского" (Часть 4)" ("Проза")

    "На страницах дневника в этой части вы познакомитесь с интереснейшими подробностями литературной и общественной жизни 20-60-х годов, увиденных глазами Чуковского. Здесь я собрала то, что показалось мне наиболее любопытным, так или иначе зацепило, остановило внимание..."

Спонсоры и партнеры