Новости, события

Новости 

Стихотворения


                  

 

ХРУПКОЕ СЧАСТЬЕ

Хрупкое, хрупкое счастье –
Лёгкий цветной мотылёк,
Таинства жизни причастье,
В зной – на ветру стебелёк.

Господи, сколько же надо,
Чтоб ощутить всё сполна? –
Встретиться с любящим взглядом,
Да чтоб зимою – весна.

Да чтоб вот так, безоглядно,
Верить в далёкий мираж,
И в озареньи отрадном
Чтобы дворцом стал шалаш.

Слаб иль надёжен тот остов –
Гулко стучат топоры.
Господи, как же всё просто!
Как же всё сложно, увы…

И всё же мир прекрасен!

Всё как-то не всерьёз, всё понарошку –
Мы время в долг берём у перемен,
Дорогу видим узенькою стёжкой,
Запрятав взгляд за шорами подмен.

Мы подменяем честность пониманьем
И мужество – стечением причин,
Молчим, когда присваивают званья
Не знающим подножия вершин.

Молчим, себе на горло наступая,
Лояльностью загладив беспредел,
Молчим, молчим – и хата наша с краю –
И, вроде, при делах, и – не у дел.

Слова о дружбе лишь пустая фраза,
Когда в поступках нет подспорья им.
Да не коснётся наших душ зараза,
Что превращает всё святое в дым.

Да, мы слабы. И всё же мир – прекрасен! –
Смелей, мудрей и справедливей нас.
Он превращает наши стёжки в трассы,
А наше покаянье каждый раз
Он принимает как ступеньку к Богу,
Прощая все паденья и грехи,
Растапливая мусора сугробы,
Рождая солнечные песни и стихи.

 

***

Дай стать на цыпочки в твоём лесу…
Б. Ахмадулина

Дай ощутить заветное тепло,
Не отнимай простёртую десницу,
Пусть этот миг немножечко продлится –
В душе – волшебно чисто и светло.

На хрупкой грани меж добром и злом
Покоится судьбы моей частица,
И Амульяни-остров снова снится,
И машет чайка трепетным крылом.

Всех прежних чувств забытые слова –
Мне радостно губами их коснуться –
Так сладко в венах рАдужинки бьются (!)
И слабнет суетности жизни тетива.

 

ХОРОШО!

Как хорошо душой свободной
Вдруг вознестись над суетой,
Над завистью, всегда голодной,
И над убогой клеветой.

Как хорошо, раскинув руки,
Парить, парить за кругом круг,
Над паутиной чьей-то скуки,
И надоедливых услуг.

Там в небесах под облаками,
Вновь полюбить земную твердь,
И песнь в терновнике с шипами,
И жизни пёстрой круговерть.

 

***

Богат сегодня ты, здоров,
А завтра –
немощен и беден.
Сегодня есть постель и кров,
Кусок последний завтра –
съеден.

Сегодня – благостный покой,
А завтра –
мыслям горьким тесно,
Сегодня – день счастливый твой,
Что будет завтра –
неизвестно.

И, если встретится беда,
Тебе не просто с ней смириться,
Но и она не навсегда
И боль со временем смягчится.

Живи сегодня и сейчас –
Судьбы капризна колесница:
В ней все бывает только раз
И никогда не повториться.

 

***

Мы с тобою повстречались в зазеркалье,
Ты шепнул с улыбкой мне: «Привет»,
Но за кружевной стихов вуалью
Где-то затерялся мой ответ.

И сейчас услышав тот же шепот
Тихой ночью средь фонарных звезд,
Утопает в пене мыслей ропот,
Что прибой из недр души принес.

Наши встречи будто бы случайны,
Наши мысли словно невпопад –
Охраняет зазеркалье тайны
И слова фальшиво в нём звучат.

 

РОМАНС В НОЧИ

Тиха и звёздна ночь, чуть плещет море,
В волнах дорожка лунная бежит,
Романс старинный о любви и боли
В тиши ночной взволновано звучит.

Страданье в переборах струн гитарных,
И голос от отчаянья дрожит,
В словах его пронзительно-печальных
Любовь неразделенная кричит.

О том, что чувства в мире нет коварней,
Что лишь для мук рождается любовь,
Но не бывает тех минут желанней,
Когда от страсти закипает кровь.

Гитара стонет, плачет и взывает,
Звук тонет в море и взлетает ввысь,
Но одинокому певцу внимает
Лишь старый исповедник – кипарис.

Умолк аккорд, и чувственные звуки
Исчезли в наступившей тишине,
И гитариста трепетные руки
Застыли вмиг на замершей струне.

 

Я ПОДАРЮ ТЕБЕ ПАРИЖ
(Монолог мужчины)


Я подарю тебе Париж,
Его и улочки, и крыши.
Что ты молчишь? Наверно, спишь? –
Меня давно уже не слышишь.
Я подарю тебе Луну,
Да что Луну - дарю полнеба,
И увезу тебя в страну,
Чтоб, кроме нас, никто там не был.
Я подарю тебе весну,
Пусть за окном и дождь и слякоть,
И лето заново верну -
Не нужно только больше плакать.
Я слез твоих не выношу,
От них я просто каменею:
И нужных слов не нахожу,
И в одночасье я немею.
Все завтра будет хорошо,
И пусть подрагивают плечи,
Заглянет утро к нам в окно,
Нелепым станет этот вечер.

Я подарю тебе Париж...

В Париже дождь

В Париже дождь, Монмартр цветёт зонтами, –
Совсем некстати этот плач небес.
О, Господи, что делаешь ты с нами,
Ведь знаешь же, что времени в обрез.

Всего два дня – короткое мгновенье,
Мы необъятное пытаемся объять.
Но тает то, о чем мечтали с вожделеньем
И от досады хочется кричать.

Уют кафе не греет наши души,
Спешат художники, холсты свои накрыв,
И настроение с дождем стекает в лужи:
Наверно, ангелы ушли на перерыв.

 

ССОРА

Скучнейший дождь с утра,
А в настроенье – стужа,
Сегодня, как вчера
Я знаю: ты мне нужен.

Сегодня и вчера,
Сейчас и до, и позже
Упрямых слов игра
Обиды наши множит.

Забыть бы, зачеркнуть,
Вмиг все переиначить,
Счастливыми заснуть
(Мудрее чуть, впридачу).

Но… тени глупых ссор
Легли в души шкатулку –
Все чувства на засов.
Лишь дождь по переулку.

 

ЗАБУДЕМ О ПЛОХОМ

Забудем о плохом,
Назначим день прощенья,
Доверья утюгом
Разгладим все сомненья.

В который раз начнем
Судьбу читать сначала
И жизни новый том
Отпустим от причала.

Развесим фонари
Любви, надежды, веры
И ужин сотворим
В который раз… как в первый.

 

***

В.М.

Души невидимые слезы
Осушит ветер перемен,
И с нежной хрупкостью мимозы
Надежду мне вернет взамен.
Взамен несбывшихся желаний
И ненаписанных стихов,
Несостоявшихся признаний
И мне приписанных грехов.
Подарит чудо воскрешенья,
Разбудит радужность мечты,
В пучину бросит круг спасенья,-
Я знаю, это будешь ты.
И как всегда, легко, неспешно,
Как «Отче наш», как «дважды два»,
Смешав все праведное с грешным,
Отыщешь нужные слова.
О том, что в жизни все проходит,
Пройдет и это, ерунда,
Что жизнь, как тысяча мелодий:
То «Нет», то с восклицаньем «Да!».
И щедро подсластив пилюлю,
Меня спасешь в который раз,
В стакане, успокоив бурю,
И боль, невидную для глаз.

 

ЖИЗНЕННЫХ КОЛЛИЗИЙ ВИРАЖИ
(памяти А.С. Пушкина)

Диптих

1. «Прекрасен наш союз»
«Прекрасен наш союз» – воистину прекрасен,
Рождаются стихи стараниями муз,
И нет ещё в душе обиды чёрных пятен
И светской клеветы нет тягостных обуз.

В умах витает дух лицейских трубадуров,
В сосудах – нет, не кровь – игристое вино,
Ещё надзора нет державных самодуров,
А всё, что происходит – беспечно и смешно.

Всё будет лишь потом: и слава, и признанье,
Терзанья страстных чувств, балы и кутежи,
И вечные долги, и боль непониманья,
И жизненных коллизий крутые виражи.

Всё будет лишь потом… Сейчас же – мир прекрасен,
Прекрасен, как союз младых наивных душ,
И на любой вопрос, ответ и прост, и ясен,
И далеко ещё до мглистых зимних стуж.

2. Земное время без него течет…
В молчаньи ночи тихое «Прости» –
Фонарь мерцает, дроги отъезжают,
А впереди даль зимнего пути,
Снег колкий леденяще обжигает.

Окончен жизни беспокойной бег,
Все уложилось в этой скорбной тризне:
Поэт, бунтарь и просто человек –
Что было Пушкиным в его короткой жизни.

Что стало после – все уже не счет,
Мчат кони резвые к последнему жилищу.
Земное время без него течет
И без него другие ветры свищут.

 

ЛИВЕНЬ

Свершилось! Наконец, свершилось!
Зигзаги молний начертя,
Вдруг темень неба разрешилась
Стеною плотною дождя.

Два дня ходили тучи низко
И ветер в трубах завывал,
Срывал афиши, с веток листья
И клубы пыли поднимал.

И вот теперь струятся воды
С порталов, крыш и фонарей,
Визжа, как дети, пешеходы
Спешат в укрытье поскорей.

Плывут, как корабли, машины –
Фонтаны брызг из-под колес,
А из подъезда удивленно
На ливень смотрит мокрый пес.

 

* * *


Осенних дней цветастая забава:
Кружатся разноцветные листы –
То к лету бабьему особая приправа
Готовится из этой пестроты.

И кажется, всю удаль и всю нежность,
Всё, что смогла природа накопить,
Предчувствуя морозов неизбежность
Пытается в короткий миг излить.

Теплом последним пОит наши души,
Чтоб в памяти надолго сохранить
Плетёной паутины тонкость кружев
И неба лучезарного финифть.

 

БЛАГОСЛОВЛЯЮ НЕУДАЧИ

Благословляю неудачи,
Осадок горький от тревог –
«Кто мало видел – много плачет», –
Известен классика упрек.

Всё познается лишь в сравненьи,
И то, что кажется бедой,
Вдруг обернется днём весенним,
А слёзы – выдумкой пустой.

Так погодите, не спешите
Все точки расставлять над «i»,
Мы можем славное открытье
В корзине мусорной найти.

Принцессой Золушка предстанет
И умницей Иван-дурак,
И вот тогда всем ясно станет:
Что было так, а что не так.

Благословляйте неудачи
Они нам дарятся судьбой,
Ведь мы живем, а это значит:
Кружится шар наш голубой.

 

ПРОХОДИТ ВСЕ...

Проходит всё: и боль, и радость,
И пылкость чувственных речей,
И безразличье, и усталость
Бессонной темноты ночей.

Проходит всё: и то, что больно,
И что хотелось удержать,
И что само пришло невольно,
И что пытались навязать.

Проходит всё – так есть, так будет,
Но я одно хочу сказать:
Что время правильно рассудит, -
Лишь надо научиться ждать.

 

ЧТОБ ОБРЕСТИ

Для воскрешенья смерть необходима.
Как минимум, как первая ступень
Е. Руни

Чтоб обрести, приходится терять,
Но говорю о том без сожаленья,
Без ложного кокетства и сомненья –
Мы умираем, чтобы воскресать.

В природе всё устроено не зря,
И ничего напрасно не бывает,
Не зря олень свои рога теряет,
Снимает кожу старую змея.

Не зря бывают и такие дни,
Когда и смерть нам кажется наградой,
Когда совсем нам ничего не надо,
Но только бы закончились они.

И лишь достигнув новой высоты,
Находим запоздалое прозренье:
Не будь тех дней душевного мученья,
Не знать и исполнения мечты.

 

ЧАШКА ЧАЯ

«Обжигающий вкус не у чая,
А у жизни, у встреч и разлук».
В. Спектор

Давит груда вопросов,
Слаб рычаг из ответов –
Средь житейских откосов
Гаснут искорки света.

Гаснут искорки света,
Темноту умножая,
И спасеньем поэту –
Чашка терпкого чая.

Чашка терпкого чая:
Нет, не ужин – причастье,
Шлейф забот истончая,
Греет душу участьем.

 

***

Еврейский мальчик Иисус из Назарета,
Великий сын всесильного Отца –
Известная законченность сюжета,
Но продолженью не видать конца.

Вновь рвутся струны скрипки Паганини
И жанны д’арк пылают на кострах,
«И всё же вертится», – доносится поныне,
Открытий новых предваряя крах.

Нет, не прощают люди непохожесть.
И будь ты – Бог и пядей сто во лбу,
Но жало инквизиторское ножниц
Без сожаленья – под гребенку. Под одну.

 

***

Всё по спирали, по спирали –
Витки упруги и крепки.
Давно уже Христа распяли,
А мы всё также далеки
От доброты и вседоверья:
И целимся, в который раз (!),
Кому-то прямо в подреберье,
Не слыша сердцем Божий глас…

 

ПОРТРЕТЫ И СУДЬБЫ

Несбывшееся

Зажгла в задумчивости свечи,
Присела, плечи опустив.
И кто придумал «Время лечит»? –
Нет ни желания, ни сил.

Поблек сквозь годы яркий парус
И рядом был всю жизнь не тот,
И ничего-то не осталось
От прежних чувственных высот.

Лишь иногда на самом донце
Души, как вспышка давних лет –
Виденье: море, парус, солнце,
Влюбленный взгляд, в руке букет…

Дрожит на стенах отблеск тусклый
Терзает гложущая боль,
И снова… взгляд, берет французский,
А на губах обиды соль.

Жила и не жила

Жила и будто не жила,
А только черновик писала,
Так, словно завтра же сначала
Жизнь при желаньи начала.

Но вот однажды, как пчела
Вонзилась мысль, оставив жало:
Что к миражу всегда бежала,
Сама себе всегда лгала.

Холодным оказался мир
Тот, что сама же создавала:
Ткала на старость одеяло,
А получился плед из дыр…

И все увиделось тогда
Таким незначимым, бездушным,
И до обидного ненужным,
Не оставляющим следа.

Очнулась будто бы от сна,
Пошире распахнула окна,
И разорвала крепкий кокон,
Тот, что вокруг себя свила.

И стала начисто писать,
Несуетливо, ровно, вольно –
И даже, если было больно,
Уже себе не смела лгать.

 

***

Наших душ перелетные птицы
Увлекают нас в мыслях туда,
Где на солнце играя, искрится
Детства, юности память-вода.

Унося в запредельные дали,
Тех далеких и радужных лет,
Очень трепетно, бережно дарят
Встречу с теми, кого больше нет.

Нам теперешним столько же сколько
Было им в наши юные дни,
Нам казалось, что горькой настойкой
Полоскали мозги нам они.

Нет, не нужно входить дважды в реку,
Мудрость лет не смывает вода –
То, что в детстве дано человеку
Растворяется в нем навсегда.

И порой, когда небо с овчинку,
Мы прощение просим у них
И напитком невкусным с горчинкой
Поим чад непослушных своих.

 

***

Вопросов больше, чем ответов
На самом краешке чудес.
Ну что ж, даст Бог, пройдём и это –
Как ни крушит надежды бес.

Когда холодное свеченье,
Что было некогда огнём,
С улыбкой грустной отреченья
Уйдёт за дальний окоём –

Всё совершится так, как должно.
И важен будет не ответ,
А чувство лишь: что всё возможно
И что несбыточного нет.





 

 

 

 

 

 

 


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 20.01.2025 14:20:29

    Леонид Подольский. "Роман "Голод": обсценное новаторство. Куда идет литература?" ("Критика. Эссе")

    "Что читать? Не знаю, чем руководствуются другие, подбирая книги для чтения, а я в последние годы ориентируюсь на результаты «Большой книги», «Ясной поляны» и покойного «Русского букера». Однако не единожды испытывал разочарование, книги далеко не всегда соответствуют высокому статусу главных премий страны. Но существуют ли другие критерии? Имена? Но именно эти премии в первую очередь и создают имена. А потому приходится проверять на себе. Вот и из последнего короткого списка «Ясной поляны» я купил по случайному выбору две книги: роман «Голод» Светланы Павловой и «Поход на Бар-Хото» Леонида Юзефовича. Почему именно «Голод»? Голод так часто повторялся в истории нашей многострадальной страны, что я ожидал увидеть добротный исторический роман. Но ошибся. Сознаюсь, у меня имелся и некоторый дополнительный интерес..."

  • 17.01.2025 17:38:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Окончание)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "То петь, как ангел, то рычать, как лев. Затягивать то время, то свой пояс. Коль посмотреть, однажды протрезвев, жизнь – безнадежный, бесконечный поиск. Упасть и встать. Упасть и снова встать. Пусть этот путь бессмысленен и долог. Но есть надежда все же отыскать соломинку средь вороха иголок. (Виктор Мишкин)"

  • 16.01.2025 17:35:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Продолжение)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "Виктор собрал все необходимые документы на квартиру, деньги, и остальное, что счёл нужным; и сложил это на видном месте. Потом написал записку с телефонами всех родственников и прочей нужной информацией. После этого – пошёл в магазин и купил бутылку водки. Выпил половину, после чего позвонил какому-то родственнику на другой конец города. Сообщил, что уходит из жизни; квартиру оставляет незапертой, и велел приезжать побыстрее, потому что..."

  • 15.01.2025 17:33:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Начало)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "... Я не знаю, испытывал ли Стас Нестерюк то же неизбывное чувство вины, что и Хрусталёв, который буквально выл, обхватив голову руками, сражённый жёсткой репликой жены: «вот так ты словами убиваешь людей» (см. 7 серию «Оттепели»), в очерке об этом ни слова. Не хочу никого обвинять, но как тут ни вспомнить известные строки: «Словом можно убить, словом можно спасти...» Причём убить оказывается не в пример легче. Виктор Мишкин родился 25 февраля 1970 года. Окончил филологический факультет Мордовского университета. Несколько лет работал в одной из республиканскихгазет. Кроме стихов, писал пьесы и прозу. Публиковался в нескольких коллективных сборниках. В год смерти увидела свет его книга стихов "Зимнее время". 25 декабря 2010 года он покончил с собой. Стихи Виктора Мишкина настолько поразили меня, что я горячо заинтересовалась его творчеством и судьбой. Единственный... "

  • 14.01.2025 15:26:00

    Алла Новикова-Строганова. "Быль с небылицею..." (о рассказе "Грабеж" Н.С.Лескова) ("Критика. Эссе")

    "В этом святочном рассказе отразилось «орловское происхождение» Лескова, его глубочайшее знание русской провинции как корневой основы жизни России. Писа-тель нередко подчёркивал: «В литературе меня считают орловцем». Орёл явился местом действия множества лесковских произведений и таким образом стал известен во всём цивилизованном читающем мире. «Заразительно весёлой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын писателя Андрей Николаевич Лесков. Однако не только любовью к «малой родине» и заразительным весельем дышит лесковский святочный шедевр. «По жанру он бытовой, – писал Лесков о рассказе, – по сюжету – это весёлая путаница; место действия – Орёл и отчасти Елец. В фабуле быль перемешана с небылицею, а в общем – весёлое чтение и верная бытовая картинка воровского города за шестьдесят лет назад»..."

  • 13.01.2025 15:23:00

    Алла Новикова-Строганова. "Обитель за пазушкой" (о творчестве Н.С.Лескова) ("Критика. Эссе")

    "Особенность творчества Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) такова, что за конкретно-бытовыми фактами русской реальности всегда проступают вневременные дали, открываются духовные высоты. Эта духовность – следствие глубокой веры писателя в то, что человеческое бытие не ограничивается земным существованием..."

  • 05.01.2025 17:06:19

    Наталия Кравченко. "Не даст мне амнистии Бог..." (Александр Ханьжов)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "Александр Ханьжов — яркий представитель советского и постсоветского андеграунда Саратова. Когда я о нём впервые написала, он был известен лишь в узких саратовских литературных кругах. Хотя уже тогда далеко перешагнул, на мой взгляд, границы «местной» поэзии. Он оставил после себя чуть больше сотни стихов и несколько страничек дневника. Но этого было достаточно, чтобы войти в историю литературы. Наш город со всеми своими расплывчатыми реалиями намечен в его стихах лёгкими пунктирными штрихами, напоминая туманный сон, призрак, фантом, лунный ландшафт... Пьянство, драки, суицид – обыденные вещи для андеграундного поэта. За Ханьжовым числились ещё ЛТП, психдиспансер, семилетний срок. «Пьяная драка, то, что у нас в России называется бытовуха, закончилась трагически, – пишет В. Семенюк в предисловии ко второму сборнику Ханьжова. – В следующий раз я увидел его в арестантской робе. Он и в тюрьме остался поэтом»... "

  • 03.01.2025 15:26:00

    Наталия Кравченко. "Голос за сценой" (Валерий Алатырцев)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "О Валерии Алатырцеве я впервые услышала от Евгении Жмурко, редактора «Зарубежных задворок». Она тоже была из Саратова, уехав из него за рубеж ещё в 1984 году. С тех пор жила в Германии. Мы долго разговаривали по скайпу, вспоминая общих знакомых, которых оказалось довольно много. Вот тогда я и узнала от неё это имя – Валерий Алатырцев, саратовский поэт 60-х, непризнанный гений, трагически ушедший из жизни. Я была удивлена и озадачена – почти четверть века читая здесь лекции о поэзии, открывая новые и воскрешая забытые имена, об этом – слышала впервые. Попросила Евгению прислать мне его стихи. – Да я Вам сейчас прочитаю, – сказала она, и сходу стала цитировать наизусть строки, поразившие меня какой-то дерзновенной интонацией, накалом страсти и причудливой игрой метафор. То, что он писал.."

  • 02.01.2025 15:53:00

    Валерий Румянцев. "Синица, голубь и Сережка" (рассказ) ("Проза")

    "Мать с отцом переглянулись и замолчали. Таким решительным они своего сына никогда не видели. Весь день Сергей кормил и поил своего нового питомца. А вечером перед сном, заглянув на балкон, увидел, что того и след простыл. Душа Сергея ликовала. Бывает такое состояние души, которое стоит целого состояния. Это и был тот самый случай..."

  • 29.12.2024 16:22:00

    Сергей Семенов. "День железнодорожника" (рассказ) ("Проза")

    "То, что День железнодорожника – первое воскресение августа, я знал лет с трех-четырех. Хотя никто из родных отношения к железнодорожному транспорту не имел, разве что в качестве пассажиров. Правда, тогда я был уверен, что праздник – точно второго числа, и только после до меня дошло, что в тот год второе августа как раз и было первое воскресение. В это же самое время я научился читать и писать, и весьма своеобразным способом..."

Спонсоры и партнеры