Новости, события

Новости 

"Смыслы патриотизма- исторические трансформации" ("Публицистика")


Памяти Бориса Немцова -

Гражданина, политика и патриота

- посвящаю

 

 

 

                      

                       Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами,

                       с преклоненной головой, с запертыми устами

                                                                                               П.Чаадаев                                                                                

 Введение.

 

Патриотизм - одна из базовых конструкций национального сознания. И потому, нередко, становится объектом недобросовестных спекуляций, либо поверхностно-идеологических интерпретаций. Один из типичных приемов идеологов консервативно-охранительного толка - призыв вернуться к исконным российским ценностям и в.ч. к традиции отечественного патриотизма. Как известно, упрощенные идеологемы не рассчитаны на серьезный социологический анализ и адресованы массовому профанному сознанию

 

Понятие патриотизма

 

Существуют глубокие различия «между требованиями истинного патриотизма, желающего, чтобы Россия была как можно лучше, и фальшивыми притязаниями национализма, утверждающего, что она и так всех лучше».                                                              В.Соловьев

                                                                          

В обиход отечественной публицистики «патриотизм» внесли просветители. А.Н.Радищев в статье «Беседа о том, что есть сын Отечества» (1789) определял патриота как человека свободного, благонравного и благородного, ориентированного на благоустройство и служение Отечеству. Н.М.Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной гордости» (1802) описывает патриотизм как многообразие любви к отечеству: привязанность к месту рождения, уважение к нормам жизни родителей и традициям, желание блага для отечества и славы родине, любовь к своим предкам. С 1804 г. в Москве издавался ежемесячный журнал «Патриот», транслируя в общество передовые правила воспитания и морали.

Весьма любопытны рассуждения А.С.Шишкова о преимуществе отечественного воспитания перед чужеземным: ученый чужестранец может передать знания, но не сумеет «вложить в душу нашу огня народной гордости, огня любви к отечеству». Правда, при таких отечественных традициях образования, не вполне ясно, как наши геополитические оппоненты ухитряются воздействовать на процесс формирования российских элит. Так академик РАН С.Ю.Глазьева утверждает: «США последовательно взращивают среди российской политической, деловой и интеллектуальной элиты свою “пятую колонну“, выделяя на эти цели, по некоторым оценкам, до 10 млрд. долл. в год»[1]. Хорошо бы понять - где и как происходит это взращивание, поскольку представители т.н. «элиты» массово перебираются на Запад. Если «пятая колонна» воспитывается в России, то как это удается

в отечественных университетах? Если же «пятая колонна» взращивается на Западе, то зачем российский правящий класс отправляет своих детей туда учиться, поскольку деньги для оплаты их образования на Западе есть только у него.

Патриотизм обычно понимается как нравственный принцип - любовь человека к своей стране. Он охватывает сложнейший комплекс общественного сознания: чувства, знания, ценностные ориентации, коллективные установки и действия. Словарь В.Даля определяет патриота как «любителя отечества, ревнителя о благе его…»[2]. Ключевое слово в этом определении - ревнитель, т.е. усердный защитник, поборник национальных интересов. Важно, однако, различать национальные интересы и корпоративные интересы правящего класса, которые этот класс настойчиво стремится выдать за общенациональные. А это требует острого критического осмысления.

Вышесказанное фиксирует: смысловое наполнение понятия «патриотизм» многозначно, отчасти противоречиво, не является чем-то застывшим, неизменным, и с течением времени модифицируется. При этом исторически предшествующие версии патриотизма подвергаются «износу» и постепенному распаду в массовом сознании, а само понятие, с течением времени, наполняется новым смыслом.

Об этом отчетливо свидетельствует двукратный в ХХ в. крах российского государства. И потому закономерен вопрос: какую исторически-традиционную версию патриотизма предлагают воспроизводить традиционалисты-государственники; возможно ли воспитать действенный российский патриотизм XXI в., обращаясь только к героическому прошлому – имперскому самодержавному или советскому тоталитарному?

Известный факт: массовые слои населения России приняли самое активное участие в разрушении самодержавной имперской государственности и не стали защищать советскую тоталитарную форму государства. Это вынуждает признать традиционные версии патриотизма исчерпанными, неадекватными реалиям новейшего времени.

Распад СССР особенно показателен: он произошел в условиях мирного времени; в отсутствии критически значимых внешних угроз; в обладании мощным защитным ракетно-ядерным потенциалом и при наличии неоспоримого государственного суверенитета. Однако вторая сверхдержава оказалась беззащитна перед внутренними проблемами и угрозами, рухнув под их тяжестью.

Упрощенные идеологемы казенной пропаганды не рассчитаны на серьезный социологический анализ и адресованы массовому профанному сознанию, не способному мыслить рационально-критически в сегменте социально-властных отношений. Они адресованы тем 75% россиян, что являются, согласно исследованиям Института социологии РАН, либо носителями архаических ценностей и традиционализма, либо примыкают к ним по основным ценностным установкам и коллективным представлениям. Целесообразно проследить трансформацию смыслового наполнения патриотизма, выделить его элементы, нежизнеспособные в условиях современности и попытаться наполнить конкретным содержанием, адекватным реалиям XXI в.

 

[1]           Глазьев С.Ю. 2014. Как победить в войне. - Россия в глобальной политике, 27.07. URL: http://www.globalaffairs.ru/ukraine_crisis/Kak -pobedit-v-voine-16839 (дата обращения 1.08.2014).

[2]           В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. М., Русский язык. 1978. Т.3. С.24.

 

 

  

 Послесловие редактора Журнала Новых Концепций.

 

Статьи С.А.Магарила, помимо убедительного содержания, отличает уникальный талант автора включать цитаты настолько плотно, что в некоторых публикациях они воспринимаются как текст, написанный одним автором. Не как цитаты, а как самостоятельная статья.  Стиль и дарование уникальные, которым подражать невозможно. Что же касается непохожести патриотизма в России на патриотизм в какой-либо другой стране, то его можно определить сразу, даже не слушая речей и возгласов Патриотов, по выражениям Патриотических Лиц. Не на слух определить Патриотов России, а навзгляд.  По фотографиям! Патриотизм ведь - это любовь к Родине. Любовь.

 

Не ненависть к кому бы то ни было, не неприязнь или высокомерие, а любовь. Поэтому и выражения лиц у патриотов Франции, Швейцарии, Австрии, Великобритании, Норвегии, Дании, Грузии и других стран прежде всего добрые. Выражающие - при всем разнообразии эмоциональных окрасок и мимики - любовь. Выражения лиц Патриотов России совершенно иные.

 

Выражающие - в своей массе - прежде всего нелюбовь ко всем остальным. Народами и людям. А к "пятой колонне" и "национал-предателям Родины" среди соотечественников особенно. Презрение. А также и ненависть. Бдительность в поступках и взглядях - неотъемлемая от патриотизма черта русского патриота как минимум со времен Октябрьской Революции, совершенной большевиками. Образцовым патриотическим выражением лиц тридцатых-пятидесятых годов 20 века в России был взгляд-рентген чекистов (энкавэдэшников-эмгэбешников), пронизывающий насквозь, выявляя врага в каждом, на котого устремлен.

 

Современный российский патриотизм - так же как патриотизм Советский - диаметрально отличен от патриотизма в представлении цитируемых Магарилом А.Н.Радищева, который определял патриота как "человека свободного, благонравного и благородного, ориентированного на благоустройство и служение Отечеству", Н.М.Карамзина, который определяет патриотизм как "многообразие любви к отечеству: привязанность к месту рождения, уважение к нормам жизни родителей и традициям, желание блага для отечества и славы родине, любовь к своим предкам"... Советский Патриот времен Сталина должен был прежде всего уметь разоблачать врагов народа, а Патриот времен Брежнева единодушно поддерживать любую объявленную Борьбу. Ненависть к "капиталистам-людоедам", "американскому империализму" и "мировому сионизму" являлась необходимым свойством Советского Патриота, лишенный которого человек превращался в врага. Патриот Родины должен быть не добреньким, а бдительным, не милосердным, а непримиримым. Не случайно в советское время (отчетливо помню по факту и ощущениям) слова "сострадание" и "милосердие" было опасно и страшно публично произнести как чуждые и враждебные Советскому Строю характеристики личности, свойственные врагам.

 

Когда Президент Федерации Путин объявил Патриотизм российской национальной идеей (которую столетья искали и вот в единочасие обрели!), Владимир Владимирович не уточнил, отличается ли Российский Патриотизм от Советского Патриотизма, а если отличен то чем. Судя по выражению лиц российских патриотов на многочисленных фотографиях, а также по патриотическим текстам, которыми эти сайты наполнены, патриотизм в России 21-ого века эмоционально намного ближе к сталинскому, брежневскому и андроповскому, чем к патриотизму в понимании великих русских писателей и гуманистов дореволюционной России.

 

Констатация к размышлению.

 

 

 

 

Статья перепечатана из NewConcepts Society 

 

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Спонсоры и партнеры