Новости, события

Новости 

Станислав Айдинян




Станислав АЙДИНЯН – поэт, эссеист, художественный критик. Член Союза российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, заместитель председателя Южнорусского союза писателей (Одесса), заместитель председателя по общественным связям Творческого союза профессиональных художников (Москва). Родился в Москве 13 апреля 1958 года в семье знаменитого в то время певца, Народного артиста Арм. ССР Артура Айдиняна. Жил попеременно зимою в Москве, летом – в Одессе. В 1975 году поступил на филологический факультет Ереванского гос. университета, который окончил в 1981 году. Параллельно учился на курсах искусствознания в Педагогическом институте русского и иностранных языков им. В.Я. Брюсова. Печатался как журналист и писатель с 1975 года сначала в газете университета, затем и в центральных газетах республики, издававшихся на русском языке. 
 В университетские годы участвовал как автор в создании и малотиражного издания машинописного молодежного литературного журнала вместе с М. Дилояном и Е.Подпомоговой в 1980 г. В 1984-93 гг. был в Москве литературным редактором и секретарем А.И. Цветаевой. Приходилось встречаться в те годы с А. А.Тарковским, И. В.Одоевцевой, Ю.В. Мамлеевым, Н. К.Бруни-Бальмонт, П.И. Набоковым, Р. Зелёной, И. Ильинским, В. Кавериным, С. Липкиным, И. Лиснянской, и мн. др. Параллельно преподавал на кафедре философии Коломенского педагогического института. Позже составил, снабдил предисловием и обширными комментариями два больших тома «Воспоминаний» А. И. Цветаевой (М. «Бослен-Вагриус», 2008) Немало написал о сестрах Анастасии и Марине Цветаевых во множестве периодических изданий и на сегодняшний день – научный сотрудник и член ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых (с 1992 г). В журналах и газетах Москвы и Одессы печатался с 1970-ых годов, с 1980-ых – много писал о современном изобразительном искусстве как искусствовед. Создал немало очерков, статей, публикаций в «Новом мире», «Гранях», «Литературной учебе», «Меценате и мире», газетах «Культура», «Труд» и др. Автор книг -- «"Малый жанр" Агаси Айвазяна» (1988), Подслушанный Фауст» (1993), «В ореоле памяти: Константин Бальмонт» (2005), «Хронологический обзор жизни и творчества А.И. Цветаевой» (2010). Автор сборников стихов -- «Скалы» (1995), «С душой побыть наедине» (2001, 2002), «Химерион» (2002), «Механика небесных жерновов (2014). В сборниках наряду с философскими и лирическими стихами, с посвящениями опубликованы и образцы теургической и эсхатологической поэзии. Автор-участник многих литературных альманахов. Стихотворения и статьи Ст. А. Айдиняна переводились на ряд языков. Лауреат литературной премии имени Ю. Каплана (2012). Лауреат медали Лермонтова (2003), медали Чехова (2010), медали «Профессионал России» (2004). Член жюри Международных литературных фестивалей.

  

 

 

Произведения автора:

  

                 

              *


Весь мир – органный звук,

В котором ноты – тайны,

И рокот – трубный глас

Над ледяной землёй,

Где шепчутся миры…

Огромней и случайней

Чем неба – нет игры

Над зеркалом – водой.

  


              *


Кому – горечь мира и Бог?..

Мы верим, но Авеля Каин

На лунный возводит порог.

Лик неба так тускло печален

Как бледный смертельно клинок.

Над Каином Авель и Бог...

  


              *


Вербный день, горящий на крови,

Господи, с креста благослови!

Вербный день – пылающий восход,

Господи, благослови его исход.

Белый конь проносится вдали,

Путь последний, Бог, благослови…

 

С.Шелковому

  

 


Механика небесных жерновов

Невидимо земле необходима

И пролетают мимо, сквозь века -

Ночей метеориты-пилигримы

И музыки расплавленной нутро

Что через хаос девственно струится

Мелодию планет перепоет

И Абсолютом Солнца воплотится…

2012-10-11, Одесса.

  


              *


Крот из норы

Не хочет взгляда в небо,

Пусть птица удивляется ему.

И выпь кричит

Там, у болот, где нежить

                         озвучивает тьму…

Закрыты веки глаз полуночного леса,

Там темень то шуршит,

То вдруг мелькнет вдали…

И c неба звездопад

Не освещает местность,

Впадая в забытьё

Вздыхающей Земли.

2012-01-28, М.

  

 


Привратник мечется,

Он утерял ключи.

А ты – над старой книгою молчи,

И вспоминай «Привал комедиантов», –

Там за вратами мир чужой стучит,

А может лучше утерять ключи,

И тихо утонуть в поэзии вагантов…

 

Казантип, Крымские дачи, 2012

  


              *


Мы куда-то так плавно,

так детски-свободно летим,

Мы во сне ощущаем ещё огневую свободу;

мы из пламени падаем в талую воду,

над скалистыми льдами свободно парим…

Ну а ниже, под нами, лишь облачный дым,

обещающий городу злую погоду…

2005-12-05, М.

  


              *


Да, кто-то любит дождь,

А кто-то любит лето,

Кому-то осень – золотым руном,

Душа-невольница рожденьем разогрета

Влетает в тело, как ребенок в дом.

 

Вбегает, а потом страдает тяжко,

Вериги из материи приняв,

Однако сколько воздуха и счастья,

Ты обретёшь, бесплотность потеряв…

2011-13, Од.

  


              *


Кипит печаль в котле былых времён,

В тумане овцы кличут Ойкумену,

Нет, мы давно уже не ждем даров,

Руно времён, как овцы – неизменно…

  


              *


Садовник шёл по саду,

Спели вишни,

И ветви тёмнокоже нависали.

И пели птицы утренне-тревожно.

Садовник создал сад, его цветенье,

Озвученное птичьим разногласьем.

И в птичьих спорах восходило Солнце,

Чтоб испарить садовую прохладу…

Там листья в тёплом ветре трепетали,

И ощущали – вот идёт Садовник,

Садовник в рясе, с посохом дубовым…

2012-03,М.

 

 

              *


Смерть без правил вышла на прогулку,

Вышла на прогулку,

Вот идет она по переулку, -

Жизнь по правилам идёт навстречу,

Как Христу навстречу шёл Предтеча…

2009-02-27

   

 


        НЕ УХОДИ...

На мотив старинного романса


Не уходи, постой, останься

Всем места хватит, не спеши

Не обещаю постоянства,

Однако, друг, не уходи…

Пусть песней стелются туманы,

И черный лес поет вдали,

Заря как яблоко румяна,

Не уходи, не уходи…

1983

   



Из цикла «Химерион»

 

        ХИМЕРЫ

 

Химеры – существа из мглы,

Химеры – лунных листьев блики,

Химеры – порожденья стыков

Миров, что без любви больны.

Творенья мрака и луны,

Они приходят тихо, в полночь,

От звездных россыпей, на должность –

Напоминать, что смертны мы…

Химеры верят в чудеса?

Мечтают ли о поднебесье?

Иль только в каменном безлесье

Подслушивают голоса?..

Огонь свечей, алтарь стоит

Крестообразною святыней,

В витражных окнах полночь спит,

Белеет мрамор, словно иней;

Химеры видят, как в ладонь

Зерном священным чудо пало,

И вскрикнуло, как Лаокоон,

И змеями от рук отпало –

Святое чудо естества, –

Зажглись огни и стало тесно...

Полёт фаворского огня –

К Христовой выси поднебесной.

2000.10.23.М.

  


              *


Химеры не кончаются.

Они –

всегда живут,

поскольку на планете

они в чертеж Творенья

внесены…

Полу-зверюшки,

Полу-тени,

Полу-дети…

Играют, плачут,

и заходят в сны…

  

 


        ХИМЕРА И ВИНО

 

Химера! Вижу, это — ты.

Ну здравствуй, друг!

Я знал, что ты из пустоты

Вернешься вдруг.

Я знал, я чувствовал и ждал

Тебя с тех пор,

Как свой бокал я наполнял

Лозою гор…

На дне бокала острый лик

Твой узнаю,

И, как безумный тот бокал

С тобою! – пью…

2001-12-24

  


              *


Чайка Джонатан Ливингстон

На пути к Солнцу

Достигает лазоревой выси –

Десятых небес.

Там –

Постижение Абсолюта.

В нём раскрыты крылья

Пространства и энергий,

В нём – огонь любви космической

И музыка сфер,

Эманации токов Жизни, –

Пламя Вечности, тайна «Я»,

И совсем нет химер…

2002-02-14

  


              *


Бескрайний горизонт Земли

Над горизонтом – светоч веры –

Святыня-Крест,

Дрожат химеры

И прячут морды в скалы-льды…

Блестящей каплею воды

Означен спектр отражений

И чёрным дымом извержений

На Геркулануме – следы…

2004-03-30

 

 

 

 

 

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 16.07.2019 17:16:21

    Леонид Подольский. "Фифочка" ("Проза")

    Заглянув после долгого перерыва в «Фейсбук», Владимир Левин обнаружил на своей странице коротенькое письмецо, скорее даже записку от Леночки Фельдман. Он с волнением перечел её несколько раз, несмотря на то, что читать было практически нечего, никакой информации о Леночке записка не содержала: «Здравствуйте, Владимир Ильич! Случайно узнала, что вам исполнилось шестьдесят пять лет! Поздравляю! Летом собираюсь в Москву. Очень хочу увидеться. Лена Фельдман

  • 03.07.2019 17:48:00

    Леонид Подольский. "Четырехугольник" ("Проза")

    "Юрий Матвеевич Новиков, главный редактор московского литературного журнала, много лет не читал стихи: устал, надоело, давно разочаровался в поэзии, а от того все передоверил безотказной, вечной Эльмире Антоновне, старой деве, у которой ничего за душой, кроме стихов и доброго сердца не было. В прошлой жизни она поклонялась Пастернаку, ездила к нему в Переделкино, чтобы увидеть издалека, тайно обожала Самойлова, безответно любила Коржавина и помогала по хозяйству безбытной Ахматовой. Вообще в ее натуре было обожать и влюбляться, но по величайшему секрету, так что можно было только догадываться..."

  • 02.07.2019 0:05:00

    Владимир Спектор. "Мне нужна такая жизнь! Другая не нужна! (о романе Евгения Гришковца "Театр отчаяния. Отчаянный театр") ("Критика. Эссе")

    Какой классный мужик! Честный, порядочный, справедливый… Это главная мысль, которая появилась у меня после прочтения мемуарного романа Евгения Гришковца «Театр отчаяния. Отчаянный театр». Причём, относится она и к герою романа, и к его автору, что, в общем-то, одно и то же, ибо автор пишет о себе. Мне действительно очень симпатичен этот человек, предельно искренне рассказывающий о себе, о своей жизни, начиная со школьных лет, о мучительных поисках самого себя и своего места в этом зачастую недобром и лживом, но всё равно прекрасном мире. Книга не о воспитании, но, тем не менее, и об этом тоже. Потому что хоть немного, но говорится, где и как, в результате чего появились и развились эти хорошие человеческие качества. Конечно, в семье. И отчасти благодаря чтению хороших книг.

  • 26.06.2019 19:30:54

    Владимир Спектор. "Несовместимость в зеркале истории, семьи и системы" (рецензия на книгу (роман) писателя Леонида Подольского).

    "Семейная сага, исторический роман, энциклопедическое повествование – все эти определения подходят к характеристике книги Леонида Подольского «Идентичность», притом, что написана она интересно и увлекательно. И, самое главное, очень откровенно и искренно, так что эти ноты исповедальности добавляют доверия к автору, создавая в процессе чтения некий эффект присутствия в пространстве романа. А начинается книга с детских ощущений героя, когда окружающий мир (по крайней мере, его дворовое пространство), казалось бы, традиционно поделен на «наших — не наших», но постепенно выясняется, что и среди «наших» есть чужие, которых зовут «юреями». И вот мальчик, от чьего лица ведется рассказ, с ужасом замечает, что тоже входит в число этих изгоев. И с этого момента в нем идет не прекращающийся процесс осознания себя, своей истории и принадлежности к ней..."

  • 22.06.2019 18:10:00

    Владимир Спектор. "А баржа плывет..." (рецензия на книгу (роман) писателя Михаила Арапова "Баржа смерти") ("Критика. Эссе")

    Семейная сага… Вероятно, так можно охарактеризовать новый роман Михаила Аранова «Баржа смерти», в котором идёт речь об истории двух поколений семьи Григорьевых, ощутивших в своей судьбе весь ужас «мгновений роковых». Ими была богата первая половина двадцатого столетия, вместившая в себя кровопролитные войны и революции, годы разрухи и террора, печали, скорби и, в то же время, неистребимого энтузиазма и отчаянной веры в небывалое светлое будущее. Казалось бы, «дела давно минувших дней». Что нам до них. Но в том-то и дело, что дела эти, даже хорошо изученные (что вряд ли), продолжаются и сегодня, и каждый раз воспринимаются на собственной шкуре, как откровение неизведанное и незнакомое. И потому история людей и их взаимоотношений на фоне драматических событий, о которых ведет речь в своей книге автор, предстает, как увлекательный, трогательный, страшный, но притягательный рассказ (так и хочется сказать – триллер) о близком и родном. О жизни во всех её проявлениях, чаще грустных, но иногда и радостных.

  • 21.06.2019 17:12:15

    Валерия Шубина. "Коаны Когана, или Эхо контркультуры" ("Проза")

    В Предисловии Исидор Коган пишет кое-что о себе. Заброшенный в Германию, в какой-то Реклинхаузен, где ни поговорить, ни выпить по-русски, он упоминает Ригу, откуда уехал в конце 90-х, когда всех «не своих» признали оккупантами и выдали им временные паспорта. Говорит об атмосфере легкой интеллектуальной оппозиции, в которой варился, - ею тогда отзывалась даже бочкотара, затоваренная апельсинами из Марокко. Как правило, предисловия читаются в последнюю очередь. И меня вернуло к началу книги желание уточнить, кое-что сверить. Речь о загадочном духе коанов, который в когановских писаниях не то чтобы чувствуется, но сквозит. Кто не понял, попробую объяснить...

Спонсоры и партнеры