Новости, события

Новости 

Рассказ "Олива"


 

Олива росла возле дороги. Хотя сказать, что она росла, будет неправильно: олива жила возле дороги. Когда ее посадили, или олива сама выросла из оливковой косточки, уже никто никогда не узнает.  Это «уже» затянулось паутиной времени,  как  кора дерева покрылась сеткой трещин, словно морщины на лице старого человека. Назвать оливу старой не поворачивался язык: ее можно было назвать только древней, ибо олива давно перешла рубеж старости. Впереди была только вечность. Некогда стройная и высокая олива с годами заматерела. Ее ствол достиг неимоверной толщины, корни взорвали почву, выбрались на поверхность и застыли, одеревенев.


Ветви  со  временем  стали  мощными. От собственной тяжести они наклонялись и  расщепляли материнский ствол. В теле оливы появлялись  расщелины. Их забивало пылью, заносило землей. Туда попадали семена, переносимые ветром. В расщелинах зарождалась своя, обособленная от оливы жизнь. Но олива была сильная и не страдала от непрошенных поселенцев.


Старые  ветви не выдерживали испытания временем и обламывались.  Раны ствола долго болели, кровоточили соком, после чего оставались дупла. За них завязывалась борьба: зверьки, птицы конфликтовали между собой за обладание  добротным жилищем. Олива давала многим возможность жить. В ее обширной кроне гнездились  птицы, в извилистых корнях рыли норы грызуны. Все они своей житейской суетой подтачивали здоровье гигантского дерева, но олива жила всем наперекор.


Олива жила возле дороги, не замечая как поток времени несется мимо, меняя все вокруг. Когда- то, а это было давно, к ней приходили девушки и женщины собирать урожай: зеленые сочные оливки. Их было много, оливок. Они в изобилии висели на ветвях, наиболее спелые осыпались. Олива любила это время, время сбора урожая. Дерево было в том возрасте, когда часто и с удовольствием рожают. Олива  радовалась, что ее плоды нужны.


Олива с готовностью давала тень уставшим работницам, которые шумно, со смехом рассаживались обедать. Она вела с ними беседы, шелестя листвой. Вместе с ними смеялась острому слову, когда мимо шумной озорной толпой шли парни с поля. Девушки не оставались в долгу, и долго шумел смех в ветвях. Старая олива замечала все: вот у одной порозовели щеки, у другой вспыхнули теплым светом глаза. Олива все видела. Видела того, единственного, что шел в толпе и тоже шутил. Но шутил для нее, только для нее. Олива знала, что когда сумерки лягут на окрестные холмы она будет посвящена в тайну. Тайну, которую никогда никому не выдаст.


За ее большую жизнь не одна женщина приходила к ней в минуты горя и радости. Постоит возле могучего, изборожденного трещинами ствола, вздохнет, улыбнется, вспомнив свое, сокровенное. Или всплакнет тихо, тоже чему-то глубокому, доступному только ей. Погладит морщины на оливе и пойдет дальше. А олива долго будет махать ей вслед  ветвями.


Много лет прожила олива. Настолько много, что перестала бояться всего. Ее не пугали мужчины с пилами. Олива знала, что  опилят только старые высохшие ветви. Не боялась коз, которые как гимнасты лазали по стволу и обьедали  побеги. У оливы не было врагов. Она боялась только одного:  ветра.


Почувствовав начинающий смерч, олива тревожно поводила ветвями.  Ее старый посеченный невзгодами и ветрами ствол начинал тихо поскрипывать. Олива собиралась с силами, готовилась к борьбе с ветром. Люди, услышав скрип старого ствола и пугливый шелест листьев, говорили, что быть урагану и шли готовить свое нехитрое хозяйство к встрече с разбушевавшейся стихией.


Налетал смерч. Олива видела его издалека. Она узнавала его  по игривым завиткам пыли  на дороге. Пыль стелилась   узенькими змейками, потом змейки сплетались в клубок. И вот  голова разьяренной Горгоны несется по дороге, собирая  и закручивая в столб пыль,  сухие ветки. Смерч налетал на оливу полный ярости. Он трепал ее за  ветви, давал наотмашь пощечины. Было больно, но олива держалась, и смерч отступал, выбившись из сил. Глухо урча, он уползал в ущелье, чтобы отлежаться там, набраться сил для нового разбойничьего похода. А олива стояла побитая, в синяках, но живая.  


Олива слышала, как начинают шевелиться птицы в своих гнездах, как деловито шуршали мыши в корнях, и  радовалась продолжению жизни, радовалась, что нужна всем, кто ее окружает. Она срослась своей жизнью с жизнью людей. Олива была их символом, и не случайно одним из распространенных женских имен на Кипре  стало имя Оливия.

 

 

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 20.01.2025 14:20:29

    Леонид Подольский. "Роман "Голод": обсценное новаторство. Куда идет литература?" ("Критика. Эссе")

    "Что читать? Не знаю, чем руководствуются другие, подбирая книги для чтения, а я в последние годы ориентируюсь на результаты «Большой книги», «Ясной поляны» и покойного «Русского букера». Однако не единожды испытывал разочарование, книги далеко не всегда соответствуют высокому статусу главных премий страны. Но существуют ли другие критерии? Имена? Но именно эти премии в первую очередь и создают имена. А потому приходится проверять на себе. Вот и из последнего короткого списка «Ясной поляны» я купил по случайному выбору две книги: роман «Голод» Светланы Павловой и «Поход на Бар-Хото» Леонида Юзефовича. Почему именно «Голод»? Голод так часто повторялся в истории нашей многострадальной страны, что я ожидал увидеть добротный исторический роман. Но ошибся. Сознаюсь, у меня имелся и некоторый дополнительный интерес..."

  • 17.01.2025 17:38:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Окончание)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "То петь, как ангел, то рычать, как лев. Затягивать то время, то свой пояс. Коль посмотреть, однажды протрезвев, жизнь – безнадежный, бесконечный поиск. Упасть и встать. Упасть и снова встать. Пусть этот путь бессмысленен и долог. Но есть надежда все же отыскать соломинку средь вороха иголок. (Виктор Мишкин)"

  • 16.01.2025 17:35:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Продолжение)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "Виктор собрал все необходимые документы на квартиру, деньги, и остальное, что счёл нужным; и сложил это на видном месте. Потом написал записку с телефонами всех родственников и прочей нужной информацией. После этого – пошёл в магазин и купил бутылку водки. Выпил половину, после чего позвонил какому-то родственнику на другой конец города. Сообщил, что уходит из жизни; квартиру оставляет незапертой, и велел приезжать побыстрее, потому что..."

  • 15.01.2025 17:33:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Начало)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "... Я не знаю, испытывал ли Стас Нестерюк то же неизбывное чувство вины, что и Хрусталёв, который буквально выл, обхватив голову руками, сражённый жёсткой репликой жены: «вот так ты словами убиваешь людей» (см. 7 серию «Оттепели»), в очерке об этом ни слова. Не хочу никого обвинять, но как тут ни вспомнить известные строки: «Словом можно убить, словом можно спасти...» Причём убить оказывается не в пример легче. Виктор Мишкин родился 25 февраля 1970 года. Окончил филологический факультет Мордовского университета. Несколько лет работал в одной из республиканскихгазет. Кроме стихов, писал пьесы и прозу. Публиковался в нескольких коллективных сборниках. В год смерти увидела свет его книга стихов "Зимнее время". 25 декабря 2010 года он покончил с собой. Стихи Виктора Мишкина настолько поразили меня, что я горячо заинтересовалась его творчеством и судьбой. Единственный... "

  • 14.01.2025 15:26:00

    Алла Новикова-Строганова. "Быль с небылицею..." (о рассказе "Грабеж" Н.С.Лескова) ("Критика. Эссе")

    "В этом святочном рассказе отразилось «орловское происхождение» Лескова, его глубочайшее знание русской провинции как корневой основы жизни России. Писа-тель нередко подчёркивал: «В литературе меня считают орловцем». Орёл явился местом действия множества лесковских произведений и таким образом стал известен во всём цивилизованном читающем мире. «Заразительно весёлой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын писателя Андрей Николаевич Лесков. Однако не только любовью к «малой родине» и заразительным весельем дышит лесковский святочный шедевр. «По жанру он бытовой, – писал Лесков о рассказе, – по сюжету – это весёлая путаница; место действия – Орёл и отчасти Елец. В фабуле быль перемешана с небылицею, а в общем – весёлое чтение и верная бытовая картинка воровского города за шестьдесят лет назад»..."

  • 13.01.2025 15:23:00

    Алла Новикова-Строганова. "Обитель за пазушкой" (о творчестве Н.С.Лескова) ("Критика. Эссе")

    "Особенность творчества Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) такова, что за конкретно-бытовыми фактами русской реальности всегда проступают вневременные дали, открываются духовные высоты. Эта духовность – следствие глубокой веры писателя в то, что человеческое бытие не ограничивается земным существованием..."

Спонсоры и партнеры