Новости, события

Новости 

"Выступление на юбилейном вечере Леонида Подольского" ("Критика. Эссе")


 

На одном из Международных кинофестивалей демонстрировался российский документальный фильм под диким и абсурдным названием – «ХОЛОКОСТ – ЭТО КЛЕЙ ДЛЯ ОБОЕВ?». Вас может потрясти такое оскорбительное название. Все дело в том, что съемочная группа документалистов перед съемкой картины провела опрос среди молодежи: знают ли они, что такое Холокост? Одна из девушек-студенток бойко ответила: «По-моему, это клей для обоев». Создатели фильма организовали ей поездку  в антифашистский музей – Освенцим. Увидев картины ада и поняв, что такое Холокост, девушка в слезах упала на колени, прося прощения за свою глупость и невежество.


Я рассказываю этот эпизод для того, чтобы стало понятным, насколько своевременна и актуальна книга Леонида Подольского. Ведь современная молодежь, к сожалению, ничего не знает или имеет весьма смутное представление о тех проблемах, которым посвящен роман. Тема государственного антисемитизма в СССР, проблема Холокоста – белые пятна в сознании современных молодых людей.


Книга Леонида Подольского восполняет лакуну исторического и нравственного невежества.


Теперь непосредственно о книге Леонида Подольского «Идентичность».


Когда-то великий польский поэт Юлиан Тувим произнес пронзительные слова: «Я – еврей, но не по крови, которая течет в жилах, а по крови, которая течет из жил!». Мне думается, что роман «Идентичность» написан именно такой кровью, текущей из жил. Его герой в какой-то мере и впрямь автобиографически идентичен автору, и по имени, и по профессии. Но все-таки это собирательный образ человека, оказавшегося на пути Истории. Истории жестокой и трагической. И эта тема автором глубоко выстрадана. У ленинградского поэта Александра Гитовича есть такая строка: «А мне чужих стихов не надо, мне со своими тяжело!». Имелось в виду, что писатели не любят читать чужие произведения, даже из подаренных книг. Я, к счастью, не принадлежу к этой категории. И проглотил роман Леонида Подольского залпом, за одни сутки. Эта замечательная книга мне показалась двухжанровой. С одной стороны семейная сага, с другой – социально-исторический роман. И если личная, бытовая линия ведется психологически проникновенно, то историческая обретает порой черты публицистического трактата. Моя претензия в том, что историко-публицистический пафос порой захлестывает личностную, родовую линию. Политических факторов  и социальных терминов так много, что получается перенасыщенный раствор. Комментарии и справки занимают чуть ли не половину книги. Но признаюсь, читать эту справочную энциклопедию так же захватывающе интересно, как сам текст романа,в котором, в частности, фигуры вождей – Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, Ельцина –то анализируются всерьёз, то подаются гротескно-иронически,как расписанные матрёшки на блошином рынке.


Взыскующий авторский взгляд окунается и в пучину ветхозаветных преданий, где живут мудрый Соломон, жестокосердный Ирод и звучат вещие псалмы Давида. Здесь и картины героической еврейской истории – Маккавеи, Бар-Кóхба, Мосада, и трагическая российская история – дело Бейлиса, черносотенные погромы и фальшивки типа «Протоколов сионских мудрецов». Особенно обжигает близкая история недавних десятилетий – «Дело врачей», разгром «Еврейского антифашистского комитета», уничтожение театра Госет, убийство Соломона Михоэлса, гонения на «космополитов».


Но эта книга не только об истории еврейского народа и генетической тяге к земле праотцов, но и книга о любви к России, к ее истории, природе и культуре.


Поэту для написания стихотворения нужно немного – фантазия, интуиция, воображение, прозаику гораздо больше – глубокий жизненный опыт. И такового у Леонида Григорьевича предостаточно – он и врач, и кооператор, и политик, и финансист, и риэлтор. Но главное – он талантливый писатель и мудрый философ. Историческое взаимодействие русских и евреев со всеми оттенками их отторжения и взаимопритяжения – поле его исповедальных размышлений. Он идет навстречу читателю с открытой душой. Но как предупреждал прозорливый Фридрих Ницше: «Чем шире мы раскрываем руки для объятий, тем больше у нас шансов быть распятыми».  И это хорошо понимает автор.


Я уверен, что роман «Идентичность» - яркое и неординарное событие на ниве отечественной прозы. Сквозь всю книгу проходит мучительная и трагическая тема Холокоста. Поэтому, я думаю, будет правомерно завершить мое выступление стихотворением на эту тему – «Дробицкий яр». Хочу только предварительно заметить, что на эти стихи композитор Литвинов написал щемящую кантату для солиста, хора и симфонического оркестра, которая исполняется в дни поминовения, как пронзительный реквием на месте событий.

 

Зиновий Вальшонок

 

ДРОБИЦКИЙ ЯР

 

Увалы Дробицкого яра

огнем осеннего пожара

испепеляющее горят.

В траве и ветках дикой груши

парят расстрелянные души,

горюют, молятся, скорбят.

Вот этот кустик цвета меди

носил когда-то Мендель,

он был сапожник и трепач.

Тот одуванчик на полянке

никто иной, как ребе Янкель,

веселый харьковский скрипач.

В ромашке – призрак человека:

библиотекарша Ревекка

вдыхает солнечную пыль.

А там, в круженье листьев прелых,

танцует вечный танец «Фрейлехс»   

босая девочка Рахиль.

«Жи-ды!..» - предатели орали,

когда толпу фашисты гнали

сюда, за тракторный завод.

Людей в евреях отрицая,

толкали в яму полицаи

калек, и старцев, и сирот.

Как вещий символ катастрофы,

мать восходили на Голгофу,

собой прикрывши малыша.

Хор автоматов монотонно

отпел библейскую Мадонну,  

мольбы и выкрики голуша.

Я – тот малыш. И невидимкой

лежу с убитыми в обнимку

в том окровавленном яру.

С презрительной нашивкой «юде»

среди затравленного люда.

Я – мертв… И дважды  не умру.

Давным-давно все это было…

Но черносотенного  пыла

не охладили реки слез. 

Не жаль погромщикам усилий,

чтоб в старом эйхмановском стиле

еврейский разрешить вопрос.

На склонах Дробицкого яра

от оружейного угара

еще  туманится роса.

И тридцать тысяч монолитно,

как поминальную молитву,

возносят к небу голоса. 

 

 

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 25.11.2023 14:32:48

    Леонид Подольский. "Главы из романа "Финансист" (Часть 3. Глава 9) ("Проза")

    "1994-й год, первый после победы Ельцина над парламентом и утверждения моносубьектной власти, войдет в историю, как время тотального воровства, номенклатурно-криминальной приватизации и финансовых пирамид. В самом начале этого года Игорь иногда спрашивал себя, не стоит ли начать все сначала – у него имелся богатый опыт, теперь он знал, куда почти без риска вкладывать деньги, – но при первой же рекогносцировке обнаружил, что за год пейзаж переменился до неузнаваемости..."

  • 23.11.2023 22:36:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №26)" ("Поэзия")

    "Есть слова, что сильнее рук, как спасательный держат круг. Чем нежней они, тем сильней, светят ночью взамен огней..."

  • 22.11.2023 19:33:00

    Анна Барсова (Барсегян). "Стихотворения из цикла "Горный край- Армения"" ("Поэзия")

    "Там, на высоком перевале, Мы были в середине дня, И не страшили нас обвалы, И свет был соткан из огня..."

  • 21.11.2023 17:52:00

    Алексей Солодов. "Стихотворения (публикация №1)" ("Поэзия")

    "Смотрите: жизнь моя, дурёха, проходит тихо по аллейке. Ей, как и мне, бывает плохо: все карты — у судьбы-злодейки. Смотрите: жизнь моя проходит! Вы видите: идёт, зараза! И в сторону свой взгляд отводит. Случайно брошенная фраза её выводит из терпенья..."

  • 18.11.2023 15:29:00

    Наталия Кравченко. "Клуб анти-самоубийц (Часть 3)" ("Критика. Эссе")

    "Что такое знаки? Это подсказки вселенной, как я их понимаю, если предположить, что где-то Там существует некий единый мозговой центр, некий высший разум, понять природу которого мы пока не в состоянии. Но ведь ещё век назад никто не мог представить себе существования компьютера, мобильника, скайпа. Так что я, хоть и не могу с уверенностью, конечно, утверждать, что эти Знаки существуют, но где-то близка к этому, так как доверяю своей интуиции, своему шестому чувству. И много раз встречала в жизни подтверждение этой, скажем так, гипотезы. И сегодня я хочу с вами об этом поговорить..."

  • 16.11.2023 16:41:32

    Леонид Подольский. "Главы из романа "Финансист" (Часть 3. Глава 8) ("Проза")

    "- «Киллер», - непроизвольно подумал он. – «Вот так убьют, и сразу закончатся все суды». – Ему хотелось спрятаться, убежать в здание, но было неудобно перед Димой и он, как кролик перед удавом, продолжал стоять. На счастье, эти, не поздоровавшись, прошли мимо, так что Игорь успел разглядеть третьего. Он, в самом деле, был с толстой цепью на шее и с татуировками на пальцах. - Вот так пришлют киллера и все закончится, - пожаловался он Диме..."

  • 14.11.2023 16:18:00

    Валерий Мазманян. "Стихотворения (публикация №3)"("Поэзия")

    "На душе хорошо - и погода не в тягость, и привычный порядок вещей, я пойду провожать до околицы август и боярышник в красном плаще..."

Спонсоры и партнеры