Новости, события

Новости 

Видеосалон

Олег Ващаев. СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО


23.02.2020

СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО


1.

Чем озабоченный страстями человек отличается от человека, увлеченного высокой идеей? Каковы критерии оценки? На мой взгляд, разницы нет. Вообще. И то, и другое необычно, а значит странно, удивительно и прекрасно.

Пиши, как дышишь, легко. Смотри и доноси - ясно. По-своему, но доступно. Чтобы краски слов ложились на холст, как листья осенние на землю после дождя, плотно и необходимо.

Не так на самом деле красна натура, как ее рисуют, пишут, лепят, фотографируют. Не так она странна и страшна. Что видишь, то видишь. Пеняй на себя, не расстраивайся, не думай о совершенстве, оно непостижимо и недостижимо. Принимай, как есть, отдавайся глазам и рукам любимых.


2.

В ГАЛЕРЕЕ ИСКУССТВ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ в Москве, прошла выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова».

Выставка приурочена к 10-летию создания мастерской. 

Анна Ивановна Дендерина, доцент кафедры рисунка - автор книги "Учебный рисунок в мастерской монументальной живописи". Это - суперпособие, потому что данная профессиональная книга ярко отличается от альтернативных изданий вполне доступным, грамотным и творческим изложением материала! Неформальным, с подробным фотоматериалом по последовательному ведению рисунка, который Микеланджело считал «единственным искусством, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают». Отложив в сторону кисти и краски, Микеланджело до конца жизни не расставался с красноватым мелком и итальянским карандашом.

А.И.Дендерина : "В рисунке должна быть не только рациональность, но и эмоциональность, и поэзия. Художник может быть своеобразным и даже казаться странным. Художник не должен быть скучным".


Меня определенно могут "обвинить" в некомпетентности: я "ни разу" не художник и не искусствовед. Меня резонно могут заподозрить в предвзятости: в течение десяти лет я, по существу, "бок о бок" с теми, кого называют БЫСТРОВЦЫ. Много это или мало, десять лет? Ну, нормально, я полагаю. СРОК. Имею представление о том, как было, как есть и даже догадываюсь о том, как может быть. Меня легко упрекнуть в чем угодно, кроме неискренности. А посему настаиваю: головокружения от успехов в мастерской Быстрова никогда не было! Успехи были, а зазнайства и "звёздной болезни" я не замечал. "Бок о бок", а вот не замечал. И в октябрьские дни 2019 года, когда выставка мастерской Быстрова произвела настоящий фурор в столице нашей Отчизны, когда реакция приглашенных была подобна большому космическому взрыву, из которого рождаются новые галактики... Головокружения даже от такого успеха - нет. Есть завистники и ревнители из профессиональной среды и околопрофессиональной публики. Возможно, что найдутся среди им подобных и маниакально яростные злопыхатели. Но восторженных и очарованных ценителей современного и не только современного, русского и не только русского Искусства, всё равно несравнимо больше! И пусть процветает мастерская Быстрова в Академии Художеств! Пусть о мастерской знают за пределами Академии, за пределами России и СНГ. Потому, что то, лучшее, что, в итоге получается у студентов этой мастерской, достойно не только похвалы совета, но всемирного узнавания и УВАЖЕНИЯ. Я не говорю о славе, это само собой, это лишь один из инструментов. Я говорю про уважение к труду преподавателей и уважение к самоотдаче студентов, которые преданы своему творческому делу и творческому долгу. 

Десять лет мастерской А.К. Быстрова! Встретимся еще через десять лет и обсудим перспективы!


2.

Это физически трудное, но высоко-художественное Дело. Когда я смотрю на произведение рук и сердец моих прекрасных друзей, студенток СПбГАИЖСА им. Репина мастерской А.К. Быстрова, своими руками и сердцами, создающих такую Красоту, я горжусь моими друзьями, и молча, сдержанно, но искренно восхищаюсь ими! 

Мозаика — это произведение, посвящённое музам. 

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.

Для такой работы одной обязанности маловато будет. И одного стремления, наверное, недостаточно. А что же тогда? Любовь. Любовь! И я ни на миг не сомневаюсь в том, что этим бесценным природным человеческим даром Господь наделил души и сердца моих дорогих Друзей! В мастерской А.К. Быстрова они научаются совершенным приемам византийской утончённой

мозаики, где используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, а фон изображений становится по преимуществу золотым.

Бог в помощь, милые, Бог в помощь!


3.

Мы познакомились, когда представилась возможность участвовать в одной совместной работе, где Вероника, выпускница-краснодипломница скульптурного факультета СПбГАИЖСА им. Репина, выступала в роли преподавателя. Собственно, на тот момент, это была не столько ее роль, сколько ее жизнь. 

"Моя профессия... из детских увлечений. Закончила художественную школу, затем художественное училище по специальности скульптор. В Санкт-Петербургскую Академию Художеств  поступила в 21 год. Мне хотелось не только продолжать обучение, но и поменять что-то в жизни, попробовать жить самостоятельно в большом городе. Я долго училась: два года в школе, пять лет в училище, шесть лет академии. Не скажу, что прилежно училась и выполняла все задания, много трудилась. Этого не было. Процесс получения знаний не был похож на воспоминания мастеров XIX века, когда они упивались рисунком, натурой, трудились и штудировали книги до умопомрачения. Мое обучение было похоже на веселое времяпрепровождение: ни для кого не секрет: студенческие годы – это прекрасное время. Но регулярная практика с натурой, разговоры с педагогами, работа над композицией оставили свой след. Сейчас, спустя три года после выхода из академии, я могу сказать, что я в силах, у меня достаточно знаний и много навыков, которые я приумножаю на практике, работая с заказами.

Параллельно с заказами я леплю свои идеи, но, к сожалению, времени на все не хватает. Мои работы продаются через петербургские галереи и интернет-площадки.  Часть работ – в частных коллекциях Канады, Италии, Англии и России".

"Последние" деньги Вероника готова потратить на путешествие. Она спокойно относится ко всему, что с ней происходит. Молча исправляет то, что еще можно исправить, а с не поправимыми вещами просто смиряется. Заметив это спокойствие в себе, она была очень ему удивлена.

Она знает, что проделанная работа и накопленный опыт, рано или поздно, приведут ее к чему-то хорошему.

Она считает, что работать нужно постоянно, ведь опыт приходит с опытом, и каждый выполненный заказ учит чему-то новому.

"С конторами работать сложнее, слишком много ответственных лиц по курированию проекта. Они путаются в задачах, могут быть не в курсе последних решений, плохо информируют друг друга.

Случается, что люди слишком много на себя берут, мешают добиться лучшего художественного решения, думают, что им виднее. А ведь они наняли тебя как специалиста в этой области и могли бы довериться. Но и таких директоров я тоже могу понять, приходится брать все под свой контроль, когда каждый контрагент только и думает, как бы поменьше сделать и побольше заработать. Вот все и сражаются. Как таковой цели в бизнесе у меня нет, я просто делаю то, что мне нравится. Чаще всего заказывают мемориальную скульптуру и скульптуру в подарок. Мемориальная скульптура — это сакрально. С подарками намного проще, но мы не выбираем поводов, работаем со всеми запросами, хочется иметь дело с реальностью, какая она есть.

Еще заказывают бюсты, скульптуру для наполнения интерьера, награды, уличную скульптуру.

Сначала люди приходят со своей абстрактной идеей. Они «накидывают» мне слова, образы, нюансы, мысли… то, что они хотят. Я оформляют это в конкретную идею, подготавливаю эскизы. У меня небольшая мастерская, в ней можно лепить пару больших и маленьких работ одновременно. Для монументальных проектов я арендую дополнительное помещение.

Наша команда -я и муж. Я леплю, он формует и переводит в материал. Муж вошел в мир скульптуры совсем недавно. За год освоил формовку силиконом, гипсом и отливку из разных материалов. Сначала делали все вместе. Даня на практике осваивал процесс формовки, теперь все делает сам. Я ему очень благодарна и за помощь, и за поддержку. Одному с таким объемом работ не справиться.

Клиенты находят нас через сайт. Мы стараемся сделать его честным и хотим, чтобы клиенты, читая тексты или просматривая галерею, видели за буквами настоящих людей, а не хладнокровный маркетинг, рекламу и дикое желание что-то впарить. Мое правило - делай хорошо, общайся честно - и тогда все точно сложится в твою пользу".


4.

Я не птица и не стану птицей. Не в этой жизни. Жаль, конечно, но спич не об этом. 

Я не птица, не рыба и даже, как ни странно, не мартышка. Подобные, естественным образом, ведут себя настолько эмоционально раскрепощенно, насколько человек, если он не гармонически сложенная женщина, не артист цирка или балета, преподать себя не в состоянии. Клоун-ас должен уметь абсолютно все и почти за всех цирковых. Натурщик - не клоун. Даже если натурщик опытный и не окончательно разочаровался в профессии, натурщик - прежде всего, в основе своей - человек, не функция. Не мартышка, понимаете? Ну не обязан он выдерживать на себе пудовые доспехи, лазать по канату, висеть вниз головой. Модель и так изначально находится в психически "подвешенном" состоянии: и до постановки, и после нее. Работа становится образом жизни. Нет работы - хреново. Хандреж. Месяц не зовут - близехонько ломка. А как вы думали! А потом - безденежье. И - падение. У каждого голова о себе любимом болит, придраться не к чему, осуждать некого, все чисты перед собственным эго. 

А вот вы могли бы изобразить эмоцию в динамике, минут на 15? Так, чтобы наблюдающих за вами это проняло и сподвигло? Я тоже. Так что, все мы приблизительно в одной весовой и примерно равны перед грядущим. Станем же относиться друг к дружке еще теплее, еще душевнее. От нас - вообще - не убудет, а каждому в отдельности - приятно.


5.

"Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн... У художника, музыканта может остановиться рука. У поэта - только сердце.“ (М.И.Цветаева)

Анна Сергеевна Кочегина родилась в Иркутске. 

Окончила Художественное училище им. И. Л. Копылова. С отличием завершила обучение в СПб ГАИЖСА им. Репина, факультет скульптуры.

Анна Сергеевна увлеченно, не по принуждению, делилась своими профессиональными знаниями с детьми, с которыми занималась на педагогической практике. 

В августе и октябре 2019 года, Анна преподавала в городе Сочи, в образовательном центре «Сириус», который был открыт Фондом «Талант и успех» в 2015 году по решению Президента РФ, возглавившего его Попечительский Совет.

Верю, что, в перспективе, Анна получит возможность передавать профессиональные наработки студентам Академии Художеств. Анна Сергеевна искренний, справедливый и милосердный человек. Для профессионого преподавателя любимого предмета - наиважнейшие качества!

Анна - скульптор-поэт. 

Своими работами она подтверждает романтическую сторону большого и светлого, очень ответственного Чувства!

В городе Арчевия, в Италии, 26 мая 2017 года, на

Международном конкурсе студентов скульптурных факультетов Академий Италии и России имени скульптора Эдгарда Манучи, состоялось торжественное вручение дипломов. Третью премию вручили студентке четвертого курса мастерской под руководством В. Д. Свешникова, СПб ГАИЖСА им. Репина Анне Сергеевне Кочегиной.

Любим. Гордимся.


6.

"...глупцу не перечь, с мужем неумным в спор не вступай,

ибо дурной тебе не отплатит

благом за благо, а добрый ответит на дружбу всегда

похвалой и приязнью".

(из книги «Старшая Эдда»)

Будущих художников не бывает. Художник — это дар. Он или есть изначально или его изначально нет. Можно и медведя научить педали крутить, и обезьяну курить, а попугая приговаривать. Не нужно путать Божий дар с яичницей. Кому-то дано, кому-то, увы. За деньги тебя могут натренировать делать все, что им или тебе угодно и выгодно. Получишь диплом. И что? И ничего. Дар виден невооруженным глазом любому заинтересованному в специалисте работодателю. У героини моего рассказа ДАР есть. Надеюсь, что ей когда-нибудь воздастся по заслугам. 

Алина Иванова родилась в городском поселке Вурнары, республика Чувашия. В годы учебы в Художественном училище участвовала в городских и республиканских выставках. В 2017 году Алина поступает в Академический институт им. Репина, принимает участие в выставке «Волга-Нева» в Санкт-Петербурге. В Дни чувашской культуры в Доме национальностей Алина представила восемь пейзажей, из них семь написаны в Чувашии! 

В Петербурге она тоже дома, но в полной мере наполняет свою душу творческим дыханием Алина на своей Родине. Там она ДЫШИТ. В Петербурге она ВЫ-ДЫ-ХА-ЕТ.  

Я не знаю, как определяется чувство Родины или ее ощущение в философском смысле. Но теперь мне известно, как это чувство-ощущение выражается, точнее, преображается, в живописи. Алина Иванова - наглядный пример. Листаешь новостную дружескую ленту в Инстаграме, листаешь, листаешь... ни на чем не в силах остановить взгляд, настолько все витиевато-глянцево, графически-вызывающе или запредельно-непредсказуемо. И вдруг!.. СТОП. Оглянись не во гневе, листатель! Осмотрись по сторонам выпавших сегодня на долю твою дружеских новостей. Что задело тебя, что завело тебя настолько, что твой пламенный, но постепенно угасающий мотор снова начинает биться и звенеть? КТО ОНА? Алина. Ее чувства и ощущения. Посмотрите работы. На экране наших смартфонов они тоже выглядят потрясающе, но, если бы у нас была возможность увидеть их на холсте... Нет у нас сейчас такой возможности. Смотрим на экране, "вчитываемся" в авторское послание и стараемся понять его по-своему. Мне по-своему удалось. И мое чувство прекрасного поднялось поэтому на недосягаемую для прежнего меня высоту. А что с вашим чувством прекрасного, друзья мои? Что с вашим чувством и ощущением Родины?..


7.

Самария Нурулова... человек, который всегда остается с тобой, если хоть раз повстречались. Жизнь для нее - исполненная замыслов цель и самоотдача. Не "есть-спать-есть-спать". Не ради корысти и звона в ушах от оваций. Огонь, вода и медные трубы остались в прошлом. Иначе Самария все еще оставалась бы там, где по сию пору многие из нас.

Прозрачная и призрачная натура. Как фотограф, обладает способностью увидеть невидимое и успеть его запечатлеть. Как приверженец выразительного Искусства, следует классическим канонам. 

Тем, с кем свела ее судьба, Самария сделала такое количество добра, принесла столько секунд-минут-часов-дней и лет счастья, что и не сосчитать. Но каждый знает и не позабудет. Пусть воздастся сторицей. Добром за добро, любовью за любовь.

Имя Самария означает предрасположенность к жизни подвижника. Человек способен на жертву даже не ради какой-то высокой цели, а просто потому, что «может себе это позволить». Отдать любимую игрушку. Оказаться от личного счастья ради счастья другого человека. Должен быть кто-то, к чьим ногам можно «бросить весь мир». А иначе жизнь не будет иметь смысла.

Самария, Вы ангел, без пафоса, просто. Белой птицей с рожденья кружились над бездной беспорядочной, суетной жизни в холодной и голодной, но Вами любимой стране.

А теперь Вы в раю. Наяву и - в раю. Не бывает? Ну, что Вы, мой ангел, бывает! Не со всеми, но избранных в общем строю 

замечательно видно, и Бог Вас оставит, я надеюсь, в Париже. Побудете там, поживете, покуда терпения хватит. А потом унесетесь к другим берегам. 

Я слыхал, существует Америка... Платит каждый сам за себя. Вы уже не в долгу. Потому, что Искусство - Ваш козырь и спонсор. В крайнем случае я, чем смогу - помогу. А пока, напитайтесь монмартровским солнцем!

Растворитесь в Париже, растайте в любви, став крупицей пейзажа и каплей фонтана.

Надышитесь за нас, мон амур, визави! 

C’est la vie, ma chérie, чтоб и сыто, и пьяно.

Потому, что наступит волнительный март и пора возвращаться к дипломной работе. А в России, по-прежнему, сплин или хард, девять месяцев - мрак, и мечты о свободе.


8.

Влюблялся, расставался, женился, разводился, и в критические, как мне тогда казалось, моменты, хоть на денек, но возвращался в Москву или Сочи. Возвращался, переводил дух. В Москве - любовь и ребенок. В Сочи - светлая грусть и вдохновение. А здесь... сейчас... Здесь, как всегда, как правило, сыро, холодно и темно. "Улетели" Пушкин и Бродский. В разъездах БГ. А ведь именно из-за них... САМ ВИНОВАТ. 

Сегодня, официально, в Сочи день города. Вдоль побережья, у Новороссийска, колобродит трехметровая волна. Далеко, но море, любимое мое море, одно на всех! Напряженка! У меня, в мое время, в таких условиях голова кружилась, даже когда согревался кофе с коньяком под импровизированным навесом за столиком в открытом прибрежном кафе. Сиживали? В такую погоду даже "музыка" из репродуктора не орет. И все же уютно мало-мало. Ветер-то морской, душистый и одухотворяющий! Разных периодов выпускники СПбГАИЖСА им. Репина, уроженец Сочи, неподражаемый и легендарный живописец Костя Алексеев; влекущая и образная "туапсяночка" Даша Богославцева; прозорливая Анечка Кочегина приобщается к морскому настроению не только по преподавательскому долгу, но и по обоюдному судьбоносному стремлению! 

Люди "с побережья" мне симпатичны, интересны, дороги и близки. Почему? Они светятся изнутри.


9.

Я человек восприимчивый и впечатлительный. А "Раб 21 века" Сурена Харазяна действительно впечатляет. Может быть потому, что это - про меня. Искусство - властитель душ. Конечно, Сурен, в силу своего таланта и художественного воображения, возвел имеющийся у него "подручный материал" даже не в квадрат, а в куб. И тем не менее, что-то знакомое и родное все же читается, неправда ли? Меня не станет на белом свете, Сурен когда-нибудь, пусть и очень-очень не скоро, но все же растает в лучшем из миров. А РАБОТА его, ПЛОД ВООБРАЖЕНИЯ, останется жить. Вечно? Зачем вечно. Нас точно переживет. Даст Бог, окажется и сохранится в хороших надежных руках. И не среди до боли знакомых мест, где "бабло побеждает добро", завиральные нано-технологии и

резвится, повизгивая беспросветная, бессовестная, ханжеская гнусность. А ТАМ, где Искусство - в чести. Где авторы живут достойно, а исполнители не прозябают. 

Харазян Сурен Давидович родился в г. Алаверды Лорийской области Республики Армения.

Учился в Ереванском Государственном Художественном колледже имени Паноса Терлемезяна, Ереванской Государственной Художественной Академии, в СПбГАИЖСА им. Репина, скульптурный факультет.

Я благодарен Сурену за то, что он выбрал меня для осуществления своего творческого замысла "Раб 21 века". В 2019 эта работа находилась на выставке "Двуликий Янус (СССР/ГДР)" в научно-исследовательском музее при Российской академии художеств в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.


10.

В красно-желтый осенний день, в Санкт-Петербурге, появилась на свет Юлия Румянцева. Мы с Юлией родственные творческие души. Несмотря на то, что я чрезмерный индивидуалист с ярко выраженными эгоистическими наклонностями, а Юлия -  совершеннейшее создание. Не верите в существование ангелов? Это ваши проблемы. Посмотрите шедевральное "Небо над Берлином"(низкий поклон Арсению Владимировичу Багдасаряну). Или кинокартину "Константин". Да много что свидетельствует о том, во что большинство не особо верит. 

В этом году исполнилась Юлина мечта: она стала студенткой СПбГАИЖСА им. Репина. Мечтала с детства, усердно трудилась и вот, достигнуто! К несчастью для меня, Юлия не будет учиться ни во ФЛОРЕНТИЙСКОЙ Академии, ни в Академии благословенных Соединенных Штатов. К моему сожалению, Юлию будут окружать амбициозные и надменные преподаватели (есть и такие), и безбашенные, лишенные здравого смысла учащиеся (не все). Так наверняка было у Юлии и в детском саду, и в средней школе. Такова ментальность, генетика живущих в здешних широтах.

Юлия терпелива и трудолюбива. Она намерена посвятить себя служению церковно-исторической живописи. Не мешайте ей, помогайте, если потребуется.


11.

Цель работы образовательного центра «Сириус» в городе Сочи – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одарённых детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе, в области искусств.  Направление «Скульптура. Рисунок» образовательной программы «Изобразительное искусство (основы академической художественной школы)», курирует Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств. 

Я не знал бы о "Сириусе до сих пор, если бы год назад не побывал на выставке работ его участников в Итальянском зале СПбГАИЖСА им. Репина. Меня изумила эта выставка. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет из всех регионов России.

Через какое-то время я повстречался с юношей, участником этой выставки, впоследствии абитуриентом "Репинки", который рассказал о "Сириусе", исходя из личного опыта. 

Со 2 по 25 октября 2019 года осуществилась очередная, октябрьская смена "Сириуса", «Изобразительное искусство: Скульптура. Рисунок". Основам рисунка обучали выпускницы СПбГАИЖСА Анна Алексеевна Аникина и Ксения Александро вна Истомина. В скульптурном мастерстве наставляли Анна Сергеевна Кочегина и Виктор Морин. Я лично знаю этих преподавателей и абсолютно уверен в том, что все без исключения участники смены получили максимальную необходимую поддержку в освоении своей будущей профессии. Почему нет? Наверняка кто-то из них захочет посвятить свое будущее Скульптуре или Академическому рисованию. А кто-то всерьез задумается, и даже решится, поступать в СПбГАИЖСА им. Репина! Шансы, конечно, невелики, но эти шансы все-таки есть! Я искренне убежден: у России нет будущего без тех, кто сегодня только-только заявляет о себе. С детьми, которые приезжают в "Сириус", с такими наставниками... - у нашей многострадальной Отчизны может быть и должно быть счастливое будущее! А иначе - зачем?..


12.

Эта выставка для всех. Для нас с вами. Для тех из нас, у кого не было, нет и, скорее всего, не будет возможности приобщиться к красотам далеких и близких мирных стран и континентов, посредством переезда-перелета. В своих фантазиях мы с вами можем отправиться туда, где все хорошо.

А поможет нам в нашем фантазийном путешествии "Палитра Средиземноморья", выставка Ольги Викторовны Бух, выпускницы СПбГАИЖСА им. Репина, открытая в Союзе Художников. 

Выставка о средиземном море и его окружении. Там нет холодных ветров, слякоти, снега, сумасшедших водителей и привычной всепоглощающей грязи. На самом деле? Достаточно прийти на выставку и увидеть картины Ольги Викторовны Бух. Они написаны с натуры, не придуманы, не домыслены. Они верны и правдивы. В отличии от большинства из нас, дорогой читатель, Ольга - настоящая путешественница. Летит на край света и пишет! И дарит нам свои картины! На этот раз выставка проходит не в уютном камерном зале, но в широком арт-пространстве, на втором этаже. Несколько стен, десятки квадратных метров живописной Красоты! Выбирайте любую работу

Ольги Викторовны и погружайтесь в нее с головой, как в бездну средиземноморскую. А там: русалки, рифы, кораллы, жемчуг, перламутр, диковинные растения... Атмосфера Праздника. Приходите. И будет вам счастье!

Море, как море, небо, как небо? Ни в коем случае. У Айвазовского море одно, у Романа Ляпина совершенно другое. У Ольги Викторовны Бух, особенно в единении со средиземноморским небом, все отличается реалистичностью на грани волшебства. Прикоснуться нельзя, но очень хочется! Краски говорят на языке стихийных жестов! Смотришь, и взгляд не отвести. Монитор не подойдет. Не та система. Как минимум, нужно прийти на выставку и получить у смотрительницы акваланг для виртуального  глубокодуховного  погружения. Приходите! Соприкосновение с прекрасным всегда во благо! 

Драгоценные мои! Встали и пошли. Да-да, вот так просто: ВСТАЛИ и ПОШЛИ. Вы, мои дорогие друзья-читатели, кто же еще. Я побывал на выставке, а Вы еще нет. Ну, не успели, закрутились. Ничего, простительно. Однако, НУЖНО УСПЕТЬ. Побывать там, где не были и не будете потом никогда. Потому что в одно и то же Средиземноморье Ольги Викторовны Бух нельзя будет войти, когда закроется портал...  Раскачиваться некогда, друзья мои. По желто-красным листьям, осенним воздухом дыша. Союз Художников ждет.

Работы Ольги Викторовны Бух — это не гламурный пустяшный глянец на потребу. Это есть самое от души нутряное. Корневое. Искреннее.


13.

Картины Александра Сергеевича — это его ВОЗДУХ. А воздуха много не бывает. Александр заимствует свой воздух у мировой творческой атмосферы, делясь собственным дыханием с теми, кто этому рад.

Александр Сергеевич Кривонос преподает в Институте им. И. Е. Репина с 1999 года на кафедре Рисунка.

Кто расскажет о себе лучше, чем ты сам? Правильно, другие. Кто расскажет об авторе лучше, чем другие? Совершенно верно, его произведения. За художника отвечают его картины. Их Вы имеете возможность видеть в альбомах нашего героя и на выставках, если очень повезет. Данный материал есть ни что иное, как рассказ автора о себе под определенным самим автором углом зрения.

"Я выписывал журнал «Юный художник»

в те годы, когда учился в художественной школе. Он мне очень нравился, он был интереснее других журналов по искусству и понятнее, ближе к читателю. В девятом классе я пошел в художественную школу на канале Грибоедова, где таких взрослых как я набралась целая группа. В училище я поступил, но меня сразу с первого курса забрали в армию. Окончив училище, уже с 1991 года я стал выставляться и совсем не думал о продолжении обучения. Но тут ключевую роль сыграл мой отец, который сказал: «А ты попробовал?». И я пошел поступать в Академию. Сразу по окончании учебы меня привлекли к работам в Храме Христа Спасителя. Это была колоссальная ответственность, настоящая стена и огромная школа. Там я получил больше опыта, чем на дипломе. Сначала я работал над композицией «Торжество православия», а затем и вовсе оказался один на один с куполом. Особенность была в том, что от оригинальных росписей храма остались только старые фотографии очень плохого качества и, по сути, эскизы и сами росписи мы создавали заново.

Жизнь представляется мне как вечно продолжающаяся и развивающаяся история, которая никогда не прерывается. Это как лента Мёбиуса, связывающая в жизни воедино жизнь и смерть, добро и зло. Эта тема меня и сейчас не оставляет".


Он способен долго стоять над обрывом, всматриваться за линию горизонта над морем. Или терпеливо выжидать льва в африканских джунглях. Таким способом, он, Художник ищет новые образы. После чего, соотносит свои находки с окружающей действительностью и настоящим временем, досконально прорабатывает их и воплощает. Таков творческий подход.

Я видел Александра Сергеевича "в деле". Однажды мне посчастливилось стать участником его мастеркласса, трижды я наблюдал за тем, как Кривонос преподает рисунок своим студентам СПбГАИЖСА им. Репина.

Мастеркласс, в случае нашего героя, это самопогружение и полный драйв. В работе со студентами Александра отличает спокойная деликатность и отсутствие лишних слов. Ничего личного, только емкие, проверенные определения и первоклассные образы. Те самые, с которых я начал мой краткий рассказ о большом Художнике. Художнике, который ни с кем не спорит, ничего никому не доказывает, но движется вверх.

Кривонос — это марка, Кривонос - это уровень.

Высота, подняться на которую дано не всякому. Только если воздуха хватит, того самого воздуха, которым делится наш герой. Вдыхайте, поднимайтесь, анализируйте то, к чему Александр Сергеевич уже пришел. Эти знания - часть ДАРА, называемая творческий ОПЫТ.

"Все другие жанры, лишь вспомогательные по сравнению с картиной. Пейзаж позволяет освежить палитру, портрет – изучать людей, но в картине можно больше сказать. Здесь художник выступает как режиссер, а не как актер. Ты не подражаешь чему-то или кому-то и можешь быть совершенно свободным.

И еще в картине очень важен момент умного зрителя. Может ли он заглянуть «за край» картины, готов ли он над ней думать. Полагаю, если картина ответила на все вопросы, это плохая картина. Она должна нести в себе интригу.

Картина ценна многослойностью, в ней всегда заключено множество смыслов. Кто-то ценит краски, а кто-то видит смыслы, которые художник, может быть даже и не вкладывал. Иногда картина может даже приблизиться к кино в смысле мощи образов. Картина может дать такой внутренний посыл, что сама может стать источником образов для кино – его эстетики, изобразительного ряда и содержания.

Сейчас много такого искусства, но и жизнь диктует свои формы. Не знаю, все может быть. Художник не должен бежать за бисером, завлекать зрителя, который не готов к глубине. А агрессия, мне кажется, как раз и служит этой цели. Если мы все время плаваем на мелководье или у берега, это не значит, что в море нет глубины. Может быть, пора уже кому-то взять акваланг? Воспринимать искусство — это тоже работа, это напряжение, усилие и когда современный человек вдруг с этим сталкивается, он бывает совершенно поражен, потому что это не соотносится с его обыденными представлениями. Поэтому я думаю, что к зрителю можно пробиться и без излишней жестокости или агрессии в картинах.

Искусство – это жертвенность и в этом его острота. В жизни часто приходится жертвовать, а в искусстве вдвойне. В искусстве ты жертвуешь собой. Буквально, сжигая часть себя в мастерской, ты снова возрождаешься в своей картине. В этом и есть первозданный смысл творчества".


14.

«Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то все…»

А вы еще не разучились мечтать? Так и о чем? МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ? Ух! А потом ходить и бояться?..

Устроить выставку в Союзе Х. и за всеми-всеми-всеми его мыслимыми пределами? Хм. И кому от этого радостно будет? Вам? Ой-ли... 

Отдаться, со всеми вытекающими, тем, от кого зависит ваше благосостояние?

Понимаю. Но ведь это, скорее, желания. А МЕЧТА?

То, что нельзя нашшупать, обозначить цифрами, высмеять, опошлить, унизить?.. 

А я мечтаю поплавать с дельфинами! Не за сеткой в бассейне и не в виртуальном великолепии. В ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ! Там, где за-бы-ва-ешь-ся! МЕЧТА!




Архив новостей


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Спонсоры и партнеры