Новости, события

Новости 

Материнские руки


 

В очередной раз меня отправили в командировку. «Молодая, детей нет, живешь не с родителями, а на квартире. С работой справляешься –вот и езжай, а кого еще послать?». И вот еду я в командировку в Москву. Поезд тронулся, проводница начала собирать билеты, раздала постели и , вскипятив в титане воду заварила чай, стала разносить по вагону. Народу в купе оказалось: я и еще одна женщина пожилого возраста, которая пригладив рукой свои растрепанные волосы, стала выкладывать на стол нехитрую еду: яйца деревенские, своей выпечки хлеб, копченое сало. Пригласила и меня к столу: «Садись, девушка, вместе со мной поедим, что Бог послал, чайку вот попьем». Я не отказываюсь, сажусь рядом с ней, тоже доставая свои бутерброды. Знакомимся. Узнаю, что женщину зовут Мария Петровна, сама она из Краснослободска, едет в Москву к сыну. И так сложилась ее судьба, что к своему родному сыну она едет открыто, по его приглашению, чтобы увидеть после двадцати лет разлуки, на которую добровольно себя обрекла.

 

Я люблю говорить с людьми, узнаешь много нового, необычного, и время быстрее проходит, когда рядом интересный собеседник. И вот, передо мной одна судьба…

 

Она до старости кается и убивается, что так поступила, но хорошо хоть под конец жизни, судьба сжалилась над ней: и вот едет она к своему сыну, просить у него запоздалое «прости меня».

 

«Выйдешь замуж и как бы ни было плохо, никогда не отрекайся от любимого дитя»,-говорит она со слезами на глазах.

 

Было это во время войны. Муж у меня в 43 году погиб, осталась я одна с тремя детьми. Самому младшенькому- Сашеньке было три года, корова сдохла, курей всех поели, до хлеба с лебедой дошли. На хлеб он был и не похож – черный, горький, никакой сытости, только одна боль от него в желудке. Старшие – уже большие ребята, работать могли, а Сашенька еще слабенький родился, да от такой пищи совсем плох стал. И приезжает ко мне сестра моя сводная Таня. Она с мужем в Москве живет - не тужит, муж – главный инженер на военном заводе. Как сыр в масле катается Татьяна. Одно плохо – детей нет, а муж очень хочет ребенка, любит ее и согласен взять моего Сашу. Одно условие ставит: на бумаге чтоб подписала, что отказываюсь от сына навсегда, и в гости в Москву никогда не приеду, чтоб его увидеть, и она, в свою очередь сестра моя Таня, никогда в больше в родной Краснослободск не приедет. Я и согласилась. Проклинала себя, но дело сделано. Саша, с моей сестрой уехал в далекую Москву.

 

Прошло три года, все у меня наладилось: дети выросли совсем, личная жизнь начала складываться. Встретила мужчину, согласился он переехать ко мне из Саранска. Совместных детей у нас с ним не было, но жили дружно. Он детей моих не обижал, заботился и помогал. Но не могла я никак забыть о том, что есть у меня и Сашенька. Каждую ночь плакала. Муж заметил это, спросил, почему я плачу. Рассказала всю правду о причине моих слез. Сначала не поверил, а потом сказал: « Езжай в Москву, посмотри на сына, успокой свое сердце».

 

И я решилась. Приехав в Москву, через справочное бюро нашла улицу и дом. Стою во дворе, жду. Часов в одиннадцать выходит моя сестра и за руку моего Сашеньку держит, а он хорошенький такой, на моего покойного мужа похож, разговаривает с ней и смеется. И все ей «мама» да «мама», а у меня сердце слезами обливается. Мой сын! «Мама иди одна в магазин, а я здесь во дворе поиграю», - говорит он ей. Она повернулась и пошла в магазин. Я к нему и подошла, слезы платочком вытерла, улыбаюсь и спрашиваю : «Мальчик, а где тут тетя Вера живет?» (я про эту тетю Веру на ходу придумала), а сама его по волосам, по плечам глажу, за руку взяла.

 

Он на меня так серьезно смотрит и говорит: « Я тетю Веру никакую не знаю, а ты кто? Я тебя тоже не знаю ». Тут я Татьяну увидела, скорее отвернулась и быстро ушла. Слезы на ходу глотаю, а сама понимаю: хорошо ему, сытый, ухоженный, здоровый мальчик – да только не мой! Не мне он «мама» говорит, не мне он улыбается. Я для него только чужая тетя! Вернулась я домой, встретил меня муж и спрашивает: « Ну как?». «Ничего нельзя вернуть, я для него всего лишь чужая тетя» - плача отвечаю.

 

Через неделю приходит письмо от Тани. Сестра пишет и ругает меня: «Мы тебя насильно не заставляли сама Сашу отдала. Нам придется поменять квартиру, чтобы ты нас не нашла больше». А еще пишет, что Саша с того времени стал задавать вопрос: « Кто та тетя? Ты, мама, меня гладишь, обнимаешь, целуешь и та тетя тоже меня гладила и обнимала, но почему-то у нее такие теплые и нежные руки, ни как у тебя». По ночам Сашенька плачет. Прошу не приезжай, ты его потеряла, теперь он мой сын».Я ей ответила, что больше никогда ни приеду, пусть они не переезжают, у них очень хороший район.


Три дня назад пришло письмо из Москвы. Мой сын Александр Николаевич (фамилия у него приемного отца) приглашает меня к нему в гости , хочет очень на свою родную мать посмотреть. Перед смертью сестра ему рассказала, кем была та «тетя», что он ей не родной и жива у него настоящая мать, дала мой адрес.

 

Женщина замолчала, вытерла слезы и задумалась (видно вновь все вспомнила). Я тоже молчала, а что тут сказать, чем утешить эту пожилую женщину. Одна у нее теперь радость: едет она посмотреть, обнять своего сына, своего Сашеньку. Он так и останется для нее маленьким Сашенькой.

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 20.01.2025 14:20:29

    Леонид Подольский. "Роман "Голод": обсценное новаторство. Куда идет литература?" ("Критика. Эссе")

    "Что читать? Не знаю, чем руководствуются другие, подбирая книги для чтения, а я в последние годы ориентируюсь на результаты «Большой книги», «Ясной поляны» и покойного «Русского букера». Однако не единожды испытывал разочарование, книги далеко не всегда соответствуют высокому статусу главных премий страны. Но существуют ли другие критерии? Имена? Но именно эти премии в первую очередь и создают имена. А потому приходится проверять на себе. Вот и из последнего короткого списка «Ясной поляны» я купил по случайному выбору две книги: роман «Голод» Светланы Павловой и «Поход на Бар-Хото» Леонида Юзефовича. Почему именно «Голод»? Голод так часто повторялся в истории нашей многострадальной страны, что я ожидал увидеть добротный исторический роман. Но ошибся. Сознаюсь, у меня имелся и некоторый дополнительный интерес..."

  • 17.01.2025 17:38:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Окончание)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "То петь, как ангел, то рычать, как лев. Затягивать то время, то свой пояс. Коль посмотреть, однажды протрезвев, жизнь – безнадежный, бесконечный поиск. Упасть и встать. Упасть и снова встать. Пусть этот путь бессмысленен и долог. Но есть надежда все же отыскать соломинку средь вороха иголок. (Виктор Мишкин)"

  • 16.01.2025 17:35:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Продолжение)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "Виктор собрал все необходимые документы на квартиру, деньги, и остальное, что счёл нужным; и сложил это на видном месте. Потом написал записку с телефонами всех родственников и прочей нужной информацией. После этого – пошёл в магазин и купил бутылку водки. Выпил половину, после чего позвонил какому-то родственнику на другой конец города. Сообщил, что уходит из жизни; квартиру оставляет незапертой, и велел приезжать побыстрее, потому что..."

  • 15.01.2025 17:33:00

    Наталия Кравченко. "Саранский Шпаликов (Виктор Мишкин)" (Начало)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "... Я не знаю, испытывал ли Стас Нестерюк то же неизбывное чувство вины, что и Хрусталёв, который буквально выл, обхватив голову руками, сражённый жёсткой репликой жены: «вот так ты словами убиваешь людей» (см. 7 серию «Оттепели»), в очерке об этом ни слова. Не хочу никого обвинять, но как тут ни вспомнить известные строки: «Словом можно убить, словом можно спасти...» Причём убить оказывается не в пример легче. Виктор Мишкин родился 25 февраля 1970 года. Окончил филологический факультет Мордовского университета. Несколько лет работал в одной из республиканскихгазет. Кроме стихов, писал пьесы и прозу. Публиковался в нескольких коллективных сборниках. В год смерти увидела свет его книга стихов "Зимнее время". 25 декабря 2010 года он покончил с собой. Стихи Виктора Мишкина настолько поразили меня, что я горячо заинтересовалась его творчеством и судьбой. Единственный... "

  • 14.01.2025 15:26:00

    Алла Новикова-Строганова. "Быль с небылицею..." (о рассказе "Грабеж" Н.С.Лескова) ("Критика. Эссе")

    "В этом святочном рассказе отразилось «орловское происхождение» Лескова, его глубочайшее знание русской провинции как корневой основы жизни России. Писа-тель нередко подчёркивал: «В литературе меня считают орловцем». Орёл явился местом действия множества лесковских произведений и таким образом стал известен во всём цивилизованном читающем мире. «Заразительно весёлой, чисто орловской панорамой» назвал «Грабёж» сын писателя Андрей Николаевич Лесков. Однако не только любовью к «малой родине» и заразительным весельем дышит лесковский святочный шедевр. «По жанру он бытовой, – писал Лесков о рассказе, – по сюжету – это весёлая путаница; место действия – Орёл и отчасти Елец. В фабуле быль перемешана с небылицею, а в общем – весёлое чтение и верная бытовая картинка воровского города за шестьдесят лет назад»..."

  • 13.01.2025 15:23:00

    Алла Новикова-Строганова. "Обитель за пазушкой" (о творчестве Н.С.Лескова) ("Критика. Эссе")

    "Особенность творчества Николая Семёновича Лескова (1831 – 1895) такова, что за конкретно-бытовыми фактами русской реальности всегда проступают вневременные дали, открываются духовные высоты. Эта духовность – следствие глубокой веры писателя в то, что человеческое бытие не ограничивается земным существованием..."

  • 05.01.2025 17:06:19

    Наталия Кравченко. "Не даст мне амнистии Бог..." (Александр Ханьжов)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "Александр Ханьжов — яркий представитель советского и постсоветского андеграунда Саратова. Когда я о нём впервые написала, он был известен лишь в узких саратовских литературных кругах. Хотя уже тогда далеко перешагнул, на мой взгляд, границы «местной» поэзии. Он оставил после себя чуть больше сотни стихов и несколько страничек дневника. Но этого было достаточно, чтобы войти в историю литературы. Наш город со всеми своими расплывчатыми реалиями намечен в его стихах лёгкими пунктирными штрихами, напоминая туманный сон, призрак, фантом, лунный ландшафт... Пьянство, драки, суицид – обыденные вещи для андеграундного поэта. За Ханьжовым числились ещё ЛТП, психдиспансер, семилетний срок. «Пьяная драка, то, что у нас в России называется бытовуха, закончилась трагически, – пишет В. Семенюк в предисловии ко второму сборнику Ханьжова. – В следующий раз я увидел его в арестантской робе. Он и в тюрьме остался поэтом»... "

  • 03.01.2025 15:26:00

    Наталия Кравченко. "Голос за сценой" (Валерий Алатырцев)" (из цикла "Сломанные судьбы")" ("Критика. Эссе")

    "О Валерии Алатырцеве я впервые услышала от Евгении Жмурко, редактора «Зарубежных задворок». Она тоже была из Саратова, уехав из него за рубеж ещё в 1984 году. С тех пор жила в Германии. Мы долго разговаривали по скайпу, вспоминая общих знакомых, которых оказалось довольно много. Вот тогда я и узнала от неё это имя – Валерий Алатырцев, саратовский поэт 60-х, непризнанный гений, трагически ушедший из жизни. Я была удивлена и озадачена – почти четверть века читая здесь лекции о поэзии, открывая новые и воскрешая забытые имена, об этом – слышала впервые. Попросила Евгению прислать мне его стихи. – Да я Вам сейчас прочитаю, – сказала она, и сходу стала цитировать наизусть строки, поразившие меня какой-то дерзновенной интонацией, накалом страсти и причудливой игрой метафор. То, что он писал.."

  • 02.01.2025 15:53:00

    Валерий Румянцев. "Синица, голубь и Сережка" (рассказ) ("Проза")

    "Мать с отцом переглянулись и замолчали. Таким решительным они своего сына никогда не видели. Весь день Сергей кормил и поил своего нового питомца. А вечером перед сном, заглянув на балкон, увидел, что того и след простыл. Душа Сергея ликовала. Бывает такое состояние души, которое стоит целого состояния. Это и был тот самый случай..."

  • 29.12.2024 16:22:00

    Сергей Семенов. "День железнодорожника" (рассказ) ("Проза")

    "То, что День железнодорожника – первое воскресение августа, я знал лет с трех-четырех. Хотя никто из родных отношения к железнодорожному транспорту не имел, разве что в качестве пассажиров. Правда, тогда я был уверен, что праздник – точно второго числа, и только после до меня дошло, что в тот год второе августа как раз и было первое воскресение. В это же самое время я научился читать и писать, и весьма своеобразным способом..."

Спонсоры и партнеры