Новости, события

Новости 

"Идентичность": книга, которую нужно прочесть" ("Критика. Эссе")


 

Не так давно президент Путин предложил составить список из ста книг, которые нужно прочесть. Пожалуй, если даже сократить этот список до десяти, я бы включил в него новый роман Леонида Подольского.


В романе, условно, есть две главные сюжетные линии. Одна, личная, о судьбах людей: самого Леонида Вишневецкого, главного героя романа, скрипача Эфраима Циркиса, писательницы Моти Блох, диссидентов и отказников Иосифа Голдентуллера (Шимшона) и Натана Чернобыльского, который напоминает Щаранского, и других. Эта линия, безусловно, интересна, даже, я бы сказал, она блестяще выписана, но мне хочется сейчас сказать о другом. О той линии, где главный герой – народ. Еврейский народ, русский народ. О той линии, которую можно было бы условно назвать философской…


«Время покажет», «60 минут», «Место встречи», «Право голоса», «Право знать»… Я навскидку перечислил передачи, заполнившие телеящик. Они вроде бы носят дискуссионный характер. По замыслу авторов эти толковища должны служить показателями свободы наших СМИ. На самом деле они представляют собой механизм для выпускания пара. Состав их участников удручает постоянностью присутствующих и говорящих персон, так что заранее знаешь все их реплики и реакции.


Читая книгу Подольского, словно попадаешь в атмосферу подобных передач. Но «казус» Подольского состоит в том, что он действительно заинтересован в поиске правды, истины. В связи с этим мне на память приходят слова автора книги «Уолден, или жизнь в лесу» Генри Торо. Цитирую по памяти: «Не надо мне любви, не надо денег, не надо славы, дайте мне только истину». Может, отсюда и  безапелляционность суждений Подольского. Настоянных на выстраданности того, о чём он  говорит. С большинством его оценок я согласен. Вот, к примеру, такая: так называемая ленинская гвардия сама повинна в таком явлении, как сталинизм, сама создала ад, в который и оказалась низвергнута. Или другой пример. Леонид Подольский отнюдь не приходит в восторг от народа, среди которого живёт. Он нашёл жёсткое и, пожалуй, очень точное, ёмкое определение этого народа: подкаблучник. Что и говорить: запоминается. Недаром в своём блестящем послесловии Лев Аннинский отметил этот эпитет.


Одна из тем, затронутых в романе, – антисемитизм. Воистину бессмертная тема для российского сознания. Мне на протяжении своей, довольно затянувшейся жизни в разное время приходилось общаться с людьми, имеющими отношение к церкви в качестве её служителей. Надо отдать им должное, что касается понимания искусства, философского антуража, да и насчёт материализма они вполне на уровне, но стоит только задать вопрос насчёт паствы, исповедующей религию, основанную евреем и при этом заражённой отменным антисемитизмом, как беседа тотчас принимает  не самый джентльменский характер. Как тут не вспомнить слова Бабеля, сказанные им Паустовскому в 1920 году: «Я не выбирал себе родину. Я еврей, жид. Иногда мне кажется, что я могу понять всё, и только одного я не могу понять: причину той чёрной ненависти, которую так скучно зовут антисемитизмом».   


Подобными горячими темами изобилует вся книга. Причём автор здесь выступает и в роли трибуна, и в качестве судьи. Его оценки людей, делавших и делающих историю, событий, в которых он участвовал или о которых знает из различных источников, порой ошарашивают своей субъективностью, даже я бы сказал, циничной снисходительностью. К примеру, это касается и лично мною уважаемого Михаила Горбачёва. В конце концов, именно Горбачёву мы обязаны той гласностью, при которой автор «Идентичности» может себе позволить такую свободу суждений. Впрочем, автор чрезвычайно эрудирован, великолепно владеет материалом и приводит свои аргументы. Не только убеждает, но иной раз и переубеждает читателя.


Нужно отдать должное Подольскому: книга его прямо-таки насыщена огромной информацией. В том числе, что особенно важно, о той эпохе и о тех событиях, которые нам досталось прожить.


Совершенно блестящи страницы, относящиеся к истории хазар, тех самых «неразумных», по определению Пушкина. Хочу отметить эрудицию и качество изложения. Не хуже лекции о лесе в романе Леонида Леонова.


           О романе Подольского можно было бы сказать ёщё много хороших слов,но  мне хочется оборвать свои восторженные и одновременно путаные соображения,потому что «Идентичность» нужно читать. Сия книга стоит того, чтоб ее прочесть и передать товарищу.

 

                                                                                    

 

Другие произведения автора

 

 

 

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 25.09.2023 15:25:53

    Леонид Подольский "Главы из романа "Финансист" (Часть 2. Глава 10) ) ("Проза")

    "Профессор Клейн оказался так же точен, как некогда философ Кант. Ровно в восемнадцать, секунда в секунду, Игорь увидел Бориса Марковича, спускавшегося на набережную Айяркон. Профессор был с тростью, в соломенной шляпе и в белом, не по сезону (считалось, что наступила зима), пиджаке. Он медленно, в задумчивости, перешел через дорогу и, не ускоряя шаг, пошел вдоль моря, так что Игорю ничего не стоило его догнать. Профессор Клейн узнал его сразу и ничуть не удивился. - Какими судьбами? Насовсем? Рад вас видеть! За те несколько месяцев, что я здесь, я повстречал тут массу московских знакомых. Такое впечатление, что Тель-Авив на время превратился в Сочи или в Ялту. - Я послезавтра улетаю в Москву, - сообщил Игорь. – Я здесь уже целый месяц. - Да-а, - протянул профессор, думая о чем-то своем. - Изучая судьбы русской эмиграции, я никогда не думал, что сам окажусь беглецом. Хотя, не скрою, бывали мысли. Тем более, что меня приглашали читать лекции в Америку..."

  • 24.09.2023 14:47:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №23)" ("Поэзия")

    "Живу как Робинзон без Пятницы на тихом острове своём, от понедельника до пятницы и дальше — в думах о своём. Домой вернуться не мечтается – мой дом внутри, на дне души. Он не разрушится, не старится. Там кто-то ждёт меня в тиши..."

  • 23.09.2023 13:11:00

    Владимир Пахомов. "Отрывок из повести "Тени тундры"" ("Проза")

    " ТЕНИ ТУНДРЫ – повесть (серия рассказов ) из одноименной первой части книги. Это, своего рода, воспоминания в форме коротких зарисовок об удивительных людях, встреченных мною на протяжении значительного отрезка жизни , эссе посвященные неповторимой природе Севера, размышления навеянные сменой времен года, как вечно меняющейся жизни Земли. Разные по содержанию и стилю повествования обЪединены одними пространственно временными рамками и самое главное -уникальным местом имя которому- Территория и Тундра. Но, Читатель, прежде я хотел бы для лучшего восприятия, того о чем я хочу Вам рассказать, дать свое представление об этих двух понятиях. ТЕРРИТОРИЯ- в отличие от Олега Куваева, дающего географическую привязку этому понятию, это какое то, пусть даже очень дорогое для вас место. В моем понимании, это совокупность обстоятельств, случайных и неслучайных встреч и событий, позволяющая Вам и призывающая Вас проявить те качества, которые определяют становление личности во всей ее противоречивости и многообразии."

  • 18.09.2023 16:24:17

    Леонид Подольский. "Главы из романа "Финансист" (Часть 2. Глава 9)" ("Проза")

    "На бирже полный крах, - вздохнул Лёня. – Как ты и предсказывал. Целый месяц был бычий тренд, все предсказывали ралли, газеты писали, что Березовский и еще несколько русских через подставных лиц скупают акции израильских компаний – я неделю назад взял кредит и вложился в акции. И представляешь, какая подлость, акции тут же обрушились. Выяснилось, что никто ничего не скупает. Что Березовский всего лишь на время спрятался в Израиле от бандитов, пока его крыша с кем-то там разбирается. И еще как назло кто-то распространил слух, будто Уоррен Кристофер отменил свой визит в Израиль. Потом оказалось, что его визит вообще не планировался в это время. Зато появились слухи, что цены на нефть должны упасть. - Ну и что? – удивился Игорь. – Не стоило дергаться. Через несколько дней..."

  • 17.09.2023 16:02:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №22)" ("Поэзия")

    "Полоска света меж шторами – как протянутая рука... И радость входила штопором туда, где была тоска... Я шторы отдёрну занавес – и свет побеждает тень. Я жизнь начинаю заново практически каждый день..."

  • 16.09.2023 15:15:00

    Илья Лифшиц. "Стихотворения (публикация №3)" ("Поэзия")

    "Слог, Ваш рупор, не в усладу Гнал инертность, звал на подвиг. Презирая сытость, отдых, Без хвалебных слов в награду..."

  • 11.09.2023 16:08:32

    Леонид Подольский. "Главы из романа "Финансист" (Часть 2. Глава 8) ("Проза")

    "Здесь смешалось, здесь прошло столько народов и государств: ханаанеи, евреи, филистимляне, самаритяне, финикийцы, древнее еврейское царство, Израиль, Иудея, ассирийцы, вавилоняне, персы, греки, государство Хасмонеев , сирийцы, идумеи, римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, сельджуки, османы, Наполеон, снова Османская империя, потом Британская, наконец, опять Израиль – все менялось и только море все то же, вечное… Игорь едва не прошел поворот, но в последний момент заметил уличный фонарь, служивший ориентиром. Когда он добрался до дома..."

Спонсоры и партнеры