Новости, события

Новости 

Евгений Рейн. "Об Анне Ахматовой"


29.03.2016

Ленинград, август 1958 года. Разве мог я себе представить, направляясь

по улице Красной Конницы (ныне Кавалергардская) на свидание с Анной

Андреевной Ахматовой, что этот визит будет иметь такое значение для всей

моей дальнейшей жизни?

Дверь мне открыла седая женщина в шелковом китайском халате с изо-

бражением дракона. Позже я узнал, что это была Ханна Горенко − жена бра-

та Ахматовой Андрея. Она попросила меня подождать несколько минут в

коридоре, и потом проводила в комнату.

Анна Андреевна, ещё не располневшая, сидела на диване. Ноги её были

укутаны клетчатым пледом.

Здесь необходимо объяснить, что я видел Ахматову уже не в первый раз.

В самом начале марта 1947 года, то есть спустя полгода после известного

ждановского доклада, где он вдоволь поглумился над великой поэтессой,

моя двоюродная тётка Валерия Яковлевна Познанская приехала в Ленин-

град из Москвы и поселилась в полулюксе гостиницы .Астория.. Тётя моя

была крупным учёным-химиком и даже лауреатом Сталинской премии. С

Ахматовой она познакомилась и подружилась в эвакуации в Ташкенте, по-

могала ей, чем могла, потому что поэтесса жила очень трудно. И вот теперь

она специально приехала в Ленинград, чтобы встретиться с опальной Ан-

ной Андреевной.

Валерия Яковлевна была не из пугливых и решила устроить небольшой

приём в честь Ахматовой. В своём гостиничном номере она устроила .fiveo’clock

. − чай с бутербродами и пирожными и пригласила Анну Андреевну,

а вместе с ней и несколько их общих друзей, но, кроме того, она позвала на

встречу и мою мать − Марию Александровну Рейн, а мама, в свою очередь,

захватила с собой меня. Я и по сей день прекрасно помню это событие, ведь

мне было тогда уже одиннадцать лет. Помню, что это был весенний день,

помню, как я высматривал из окна гостиничного номера Исаакиевский со-

бор и клодтовский памятник императору Николаю Первому.

Оказалось, что, спустя более десяти лет, Ахматова прекрасно помнит

меня (впоследствии я убедился, что память у неё была исключительная).

Она спросила меня: .Как здоровье вашей матушки?.

В тот день я находился у Анны Андреевны часа два, и когда собрался

уходить, она попросила меня помочь ей перевезти книги на новую кварти-

ру. Оказалось, что Союз писателей построил дом на Петроградской сторо-

не, на улице Ленина (ныне Широкая), и в этом доме Ахматовой дали квар-

тиру. Вот туда-то и надо было перевезти её небольшую библиотеку. Через

три дня я вместе со своим приятелем Дмитрием Бобышевым (поэтом, ныне

проживающим в США) пришёл к Анне Андреевне. По дороге мы купили в

хозяйственном магазине мешки из крафт-бумаги, в которую ленинградцы

обыкновенно прятали на лето зимнюю одежду. В эти мешки мы и сложили

книги Ахматовой. Это было несколько десятков поэтических сборников,

почти все с автографами, и, кроме них, английские, французские и ита-

льянские книги, в основном тоже поэтические сборники − изящные томи-

ки в коже и сафьяне с позолотой.

Пока мы укладывали эти книги, я рассматривал и читал автографы, так

впервые в жизни я увидел почерк Александра Блока, Николая Гумилёва,

Николая Клюева, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Осипа

Мандельштама, Бориса Пастернака, Алексея Толстого и многих иных заме-

чательных грандов русской литературы. Но и ведь сама Ахматова занимала

высокое место в этом ряду. Она родилась в 1889 году на хуторе Нерубаль-

ском около Одессы, но уже в раннем детстве вместе родителями переехала

в Царское Село. Там Ахматова закончила гимназию, там гимназисткой она

познакомилась со своим будущим мужем Николаем Гумилёвым.

Стихи Анна начала писать ещё в гимназии и, конечно, интересовалась

всем, что происходило в это время в русской поэзии. А это было время ши-

рокого признания символистов, когда мэтры символизма Валерий Брюсов,

Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Александр Блок занимали передовые по-

зиции на страницах журналов и альманахов, в том числе и .Золотого руна..

Однако десятые годы двадцатого века −это уже и время кризиса символиз-

ма, и появления новых поэтических направлений и имён: одни во главе с

Гумилёвым уходили в .акмеизм., другие под руководством Давида Бурлю-

ка, Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского. (

Первоначально акмеистов было только шесть −Николай Гумилёв, Сер-

гей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут

и Анна Ахматова. Следует сказать, что своим истинным учителем Ахма-

това всегда считала Иннокентия Анненского −великого поэта и учёного-

античника, который, кстати, был директором мужской гимназии в том же

Царском Селе. Вскоре печатным органом акмеизма стал новый журнал

.Аполлон. под редакцией Сергея Маковского. Отделом поэзии там ведал

Гумилёв. В этом журнале и были впервые напечатаны стихи Ахматовой. А

затем вышел из печати первый сборник её стихов .Вечер. с предисловием

Михаила Кузмина.

Путь Ахматовой в поэзии продолжался более полувека, и за это время

её имя стало одним из самых прославленных в русской поэзии. Конечно,

Ахматова, как великий поэт, шла в ногу со своим временем. Русский поэти-

ческий модернизм был питательной почвой для её поэзии, но вместе с тем,

она −законное звено в той русской литературной традиции, которая нача-

лась ещё с Пушкина. Многие десятилетия занималась Ахматова поэзией и

биографией А.С.Пушкина, и самые крупные и авторитетные пушкиноведы

безоговорочно признавали ценность её трудов в этой области.

За долгие годы поэтических трудов Ахматова выпустила совсем не-

много стихотворных сборников. В 1912 году вышла первая книга стихов

Ахматовой .Вечер., за ней последовали сборники .Чётки. (1914), .Белая

стая. (1917), .Подорожник. (1921), .Аnno Domini. (1923). Затем последо-

вал долгий перерыв. И только в 1940 году вышел сборник .Из шести книг.,

во время войны в 1943 году в Ташкенте вышла небольшая книжечка, а в

послевоенное время −только два сборника стихов, сильно урезанные и ис-

корёженные цензурой, в которых практически отсутствовали поздние −на

мой взгляд −великие стихотворения. А ведь именно после войны творче-

ство Ахматовой приобрело необычайную силу и глубину.

В чём же главное значение и величие ахматовского творчества? Ещё до

революции Осип Мандельштам заметил, что генезис ахматовских стихов

лежит в русской психологической прозе, в произведениях Толстого, Досто-

евского и Тургенева. И это было одно из главных открытий таланта моло-

дой поэтессы. Лирик по преимуществу, она, как говорят теперь, озвучила

голос женщины, ввела мотивы женской страсти, и шире −всей женской

судьбы в русскую поэзию. Уже после второй книги Ахматовой .Чётки. её

литературное имя стало широко известно читателям России, оно было про-

славлено во многих статьях и рецензиях, а вскоре появились и специальные

труды Б. Эйхенбаума, В. Виноградова, посвящённые её творчеству.

Однако творчество Ахматовой отнюдь не ограничивалось женской темой.

Жизнь России во всей её полноте, в её трагедийности (революция, первая и вто-

рая мировые войны, сталинский террор) −всё это отражено Ахматовой в пре-

красных драматических стихах. И сегодня абсолютно ясно, что Анна Ахматова

−классик русской литературы, одно из звеньев цепи, тянущейся в Пушкину.

Объяснить, в чем прелесть, достоинство стихов Ахматовой не просто,

как не просто объяснить вообще, что такое поэзия. В этих коротких замет-

ках не могу много цитировать, но всё-таки приведу одно только стихотво-

рение:

Чугунная ограда,

сосновая кровать,

как сладко, что не надо

мне больше ревновать…

Дождались мы покою

и непорочных дней,

ты плачешь −я не стою

одной слезы твоей…

Казалось бы, совсем простые человеческие слова, обыденная человече-

ская речь, но какая щемящая из глубины человеческого страдания нота из-

влечена в этом стихотворении.

Как уже сказано выше, не только лирическая миниатюра была уделом

Ахматовой. Она является автором одной самых замечательных поэм рус-

ской литературы. Речь идёт, конечно, о .Поэме без героя.. Более двадца-

ти лет работала Ахматова над этим произведением, начиная с 1940 года.

Это −трагическая повесть о судьбе поколения, рассечённого революцией

и войной, герои этой поэмы Блок, Кузмин, Маяковский, Князев и героиня,

прототипом которой является близкая подруга Ахматовой, актриса Оль-

га Глебова-Судейкина (.Коломбина десятых годов.). Все герои и прототи-

пы были не понаслышке известны автору поэмы, однако это менее всего

буквальная хроника. В фантастическом зеркале ахматовской поэзии они

преобразились в героев многослойного эпического повествования. В этой

поэме Ахматова употребила особую строфу, первоначально открытую Ми-

хаилом Кузминым в его книге .Форель разбивает лёд..

Были Святки кострами согреты,

и валились с мостов кареты…

Я был одним из первых слушателей .Царскосельской оды. – стихотворе-

ния, как мне кажется, замечательного. Что-то особое, трудно объяснимое,

выделяет его из поздних ахматовских стихов, то ли пронзительный, как за-

вывание вьюги, звук, то ли виртуозная историческая живопись, несколько

абсолютно точных мазков, воссоздающих 90-е годы в придворном .игру-

шечном городке. – от полосатой будки до .великана-кирасира. на розваль-

нях, императора Александра III.

В 1950–1960-е годы в Ленинграде я и мои друзья И. Бродский, Д. Бобы-

шев, А. Найман входили в круг общения Ахматовой. И на каждом из нас, на

наших судьбах остался след этого общения. Ахматова не учила нас поэтике,

не разбирала по косточкам наши стихи. Она учила нас достоинству, пра-

вильному взгляду на историю и современность. Это было огромной нашей

удачей встретить такого человека, как Анна Ахматова, в начале жизненного

пути.

 

 

 




Издательство «Золотое Руно»

Новое

Спонсоры и партнеры