Новости, события

Новости 

10 апреля 2017 года ушёл из жизни Кирилл Владимирович Ковальджи, известный поэт, прозаик, литературный критик и переводчик.


17.04.2017

 

      

 

Ушел из жизни Большой Человек.

Он представлял собой свой особенный мир.

Не стало Кирилла Владимировича Ковальджи – прекрасного поэта, мудрого писателя, взыскательного критика, честного журналиста, тонко чувствующего поэзию переводчика.

При всех талантах это был человек, который пренебрегал понятием славы, который жил по формуле Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво». 

 

Он чувствовал себя сопричастным всему, что происходило вокруг, и все пропускал через себя. Это воплощалось в творчестве, пронизанном его высокой духовностью.

«А я, вне высоких сентенций,/ свидетель, мирской человек,/ с осколком истории в сердце,/ пишу...»

Он писал и строил свой мир, свой Большой Дом, который вмещал все, что его волновало в жизни, – судьба страны, современников. Все в этом Доме дышало творчеством. В нем все было пропитано всеобъемлющим неравнодушием к людям, их страданиям, радостям и успехам. Он осознавал свою единственность, понимал, что создает свое творческое пространство, и потому писал:

«…Перед любым судом/ буду прав./ Я строил дом».

В этом Доме всем людям было тепло, потому что Кирилл Владимирович был искренним, душевным человеком, с ним легко было общаться – он ко всем относился по-дружески.

Кирилл Ковальджи очень активно проявлял себя в жизни. Ему за 87 лет пришлось пережить много драматических событий. Это отразилось в его произведениях о Великой Отечественной войне, в частности в автобиографическом романе «Свеча на сквозняке».

В поэзии он появился еще в 1947 году – 70 лет назад. Поскольку у него был свой особый голос, он никогда не был в общем потоке поэзии, всегда был в параллельном движении, не сливаясь ни с кем. Его лирика одновременно и философская, и психологическая, и гражданская. Хотя он учился в румынской школе, имел армянские и болгарские корни, он по-настоящему глубоко чувствовал русское слово и мастерски умел соединять звучание и смыслы в поэтических строках.

Несмотря на то что прошлое никогда не уходило из его души, он был очень современным человеком и всегда заботился о будущем.

Кирилл Владимирович с энтузиазмом поддерживал ростки новых талантов – вел семинары для молодежи. Будучи уже совсем в зрелом возрасте, он удивительно понимал поиски и эксперименты нового поколения поэтов. Он обладал утонченным чутьем на только еще пробивающиеся родники юных талантов. К нему в семинар приходили те, кого не принимали другие, и у него получалось способствовать самораскрытию каждой индивидуальности. Настоящий Мастер, с лукавинкой глядя на своих семинаристов, говорил: «Посмотрим, может быть, из этой туманности вдруг выскочит какая-нибудь звездочка».

Он действительно помогал раскрыться и пробиться молодым, начинающим поэтам, что в наше время чрезвычайно трудно. Может быть, именно к ним относятся его пронзительные строчки: «Комом в горле слова, что не сказаны,/ но зато не заказаны сны –/ если руки накрепко связаны,/ значит, крылья пробиться должны».

В мире поэзии Ковальджи был таинственным островом со своим Домом, который не всегда и не все замечали. Недаром он говорил, что его время еще не пришло. «Люби, пока земным созданьем/ живу я здесь, недалеко,/ пока не стал воспоминаньем,/ любить которое легко…»

Он знал себе цену, он высоко летал, и будем надеяться, что в этом полете мы будем чувствовать его живую душу, тепло которой не только согревало нас, но и вдохновляло. «Пусть в землю отправится тело, Без неба немыслима Русь…/ Свидетель, я с завистью белой/ К ныряющим ввысь отношусь».      

 

Источник материала: "Независимая газета" от 13 апреля 2017г.,  статья "Ныряющий ввысь" Эльмары Фаустовой и Татьяны Гржибовской.

 



Архив новостей


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Анонсы новостей 

  • 26.07.2024 20:16:14

    Наталия Кравченко. "Дневник перестроечных лет (Часть 3)" ("Проза")

    "Вспомнилось, как Ирина Одоевцева, вернувшись в начале 90-х на родину, недоумевала, почему ей не могут купить хорошей ветчины. Ей объясняли: – У нас перестройка! – ? – Ну, революция! – Как, опять?! – ужасалась та. Да, опять. Надеюсь, в последний. «Ребята, нас вновь обманули...» «Единожды солгавший, кто тебе поверит?» Теперь уже нас в эти «реформы» калачом не заманишь. Но тогда лимит веры был ещё не исчерпан, энтузиазм масс высок. И наступали на те же грабли..."

  • 21.07.2024 17:09:24

    Наталия Кравченко. "Дневник перестроечных лет" (Часть 2)" ("Проза")

    "Продолжаю публиковать свои записи перестроечных лет. Хочу напомнить, что они велись с 1988 по 1993 год, это не воспоминания, писалось 35 лет назад по горячим следам, поэтому никаких ошибок памяти быть не может. Глядя на те события с высоты сегодняшнего дня, мне ничего не хотелось бы исправить в тех записях. Я и сейчас думаю так же. Любопытно было сравнить с тем, что было – и что стало, соизмеряя наши тогдашние надежды с их воплощением в реальности. «За что боролись, на то и напоролись». А эпиграфом к этой моей летописи подошли бы строчки Блока: Будьте ж довольны жизнью своей, Тише воды, ниже травы! О, если б знали, дети, вы, Холод и мрак грядущих дней!..."

  • 05.07.2024 19:26:36

    Зинаида Варлыгина. "Путь идеалиста сквозь перестройку из СССР в постсоветскую Россию" (рецензия на роман Леонида Подольского "Финансист") ("Критика. Эссе")

    "«Финансист» – это и не новомодный автофикшн, и не документальная проза в чистом виде. Скорее жанровую особенность романа можно определить как рецензию автора на историческую пьесу, разыгрывавшуюся на политической и экономической арене молодой постсоветской России актёрами-самоучками. При этом сам автор начисто лишён самовлюблённости и снобизма – себя он тоже относит к дилетантам, несмотря на краткосрочные успехи, которых достиг сперва в кооперативном бизнесе, а затем и в финансовой сфере. Время было такое – никто не знал, как и что делать – и все пытались делать хоть что-то, чтобы заработать, удержаться на плаву, когда вокруг всё рушилось в апокалиптических масштабах. Недаром несколько раз..."

  • 03.07.2024 16:30:00

    Наталия Кравченко. "Дневник перестроечных лет (Часть 1)" ("Проза")

    "Тридцать пять лет назад в СССР произошли события, которые, как и в 1917-ом году, без преувеличения, потрясли мир. О них уже много написано в разных жанрах. К сожалению, аберрация памяти в таких случаях почти неизбежна, что мы можем наблюдать во многих мемуарах и статьях о тех днях, грешащих неточностями и искажениями. Но я по счастью вела подробные записи происходившего тогда в нашем Саратове, на заводе «Тантал», где мы в то время работали с мужем, в ДК «Кристалл», где протекала наша общественная и концертная деятельность, так что сохранилось всё, вплоть до дат, деталей, диалогов и реплик участников. По сути это была летопись, хроника событий, охватившая период перестройки с 1988 по 1993 год. Недавно мне попались на глаза эти заметки и я буквально зачиталась ими, заново переживая давно прошедшее и подзабытое. Не изменив в них ни слова, я лишь позволила себе перекомпоновать записи, публикуя их не по хронологии, а по темам. Мне кажется, что это может быть интересным не только мне. А читая, многие из вас тоже что-нибудь вспомнят и напишут, и это будет нашей общей лептой в историческую хронику страны..."

Спонсоры и партнеры