Новости, события

Новости 

Колонка главного редактора

Спонсоры и партнеры

"На переломе времен и судеб" (Отзыв на роман Леонида Подольского "Распад" ("Критика. Эссе"))


  
«Распад» Леонида Подольского ─ роман-исследование, охватывающий несколько исторических эпох России и сконцентрированный на времени перестроечной ломки девяностых.  Всё ─ начиная от названия и серой обложки с диагональной линией разрыва – всё говорит о трагизме времени и страны. Автор – не только свидетель, современник, но и участник очень непростых коллизий перестройки и постперестроечных событий. Будучи врачом и научным сотрудником, он изнутри знает жизнь научной медицинской среды, её периоды застоя, подводные течения,  бури и катастрофы.

 

Главный герой, точнее, героиня Евгения Марковна Маевская проходит на страницах романа почти всю свою жизнь ─ от юной студентки-медички до профессора в крупном НИИ. И как проходит! Цельная натура, она нисколько не обольщается возможностями таланта или вероятностью большого открытия. Ум, интуиция в оценке окружающих её коллег, упорство, огромное тщеславие вкупе с трудолюбием уверенно ведут её по карьерной лестнице. «Идеи носятся в воздухе. Нужно только успеть поймать их первым. А чуть задержишься, чуть промедлишь, станешь разбираться и ждать – тебя тут же обойдут другие и заберут себе львиную долю твоего успеха и твоей славы». И она беззастенчиво использует идеи своего покойного учителя, которого сама же в своё время и развенчивала,  предаёт талантливого ученика, подбирает для своей теории только нужные ей результаты эксперимента. Она умеет делать ставки, добивается славы – и, в конце концов, проигрывает. Теория рушится, друзья и коллеги исчезают, остаётся забвение и одиночество. Распад.   Распад, который начинается с души и заканчивается крушением научных построений. 

 

Второй герой, выписанный также на протяжении всей своей жизни  – уже другое поколение, молодое, образованное, хваткое, обаятельное и – такое же циничное. Игорь Белогородский также делает карьеру, не  клиническую – это слишком долго и трудно, а чиновничью.  Дружба, любовь, совесть – атрибуты, необходимые лишь там, где они могут послужить для достижения цели или, по крайней мере, не мешать. Меняются начальники, уходят в тень подруги, однокурсники. Легко отодвигаются любимые женщины – ради внезапно более любимых и перспективных. Игорь, в конце концов, достигает  оптимального для тех времён благополучия, вписавшись в бюрократическую  систему. Счастлив ли он? Вряд ли он сам смог бы ответить на этот вопрос. То глубинное, забытое, чистое, юношеские мечты творить, приносить пользу людям… Иногда вспыхивает, болит, мешает радоваться достигнутому. Где-то там, почти в начале пути, возникли элементы распада. Распада ценностей, чувств, целей. Система приняла его и одарила бытовыми благами и даже учёной степенью. Она, система, казалась монолитом. Но уже зрели ростки демократии, повеяло воздухом свободы. «Начиналось новое время, новая жизнь… Он не догадывался, что российская история движется по замкнутому кругу, и что всё вернётся на круги своя…»

 

Есть, однако, среди рефлексирующих, интеллигентных, весьма неоднозначных по личностным своим качествам главных героев романа второстепенный, но и значительный художественный образ. Это сосед юного Игоря Белогородского дед Грушин, о котором он говорит как о самом ярком своём воспоминании. « У деда были очень добрые, в паутине морщин, как у Врубелевского Пана, глаза, густые, без седины почти, русые волосы, пушистая, с редкими нитями серебра, борода, узловатые сильные руки и улыбка мудреца».  Крестьянин, труженик, переживший и Первую мировую, и революцию, и «колхозную болезнь» коллективизации, солдат в Великую Отечественную, он выжил, сохранив любовь к жизни и свою глубинную  веру. «В каждом сердце есть Бог, в травинке каждой. Бог есть дух бессмертный, добро, что в каждом сердце живёт, красота необыкновенная». Удивительным образом этот персонаж вызывает в памяти образ другого героя, из классики. Лев Толстой, «Война и мир». Платон Каратаев. Его встреча с Пьером Безуховым становится судьбоносной для последнего. Оптимизм, мудрость и жизнерадостность простого крестьянина совершают то, что не могли осуществить ни книжные знания, ни великосветское общество. 

 

Герои романа Леонида Подольского обитают в живом многонаселённом мире, и мир этот –  широкая панорама исторических событий, экскурсы в разные эпохи – от опричнины до Горбачёва. Фрагментарный, многослойный, порой на уровне простого упоминания, чаще – через эмоциональное восприятие персонажей  рассказ о жизни страны. Многочисленные цитаты и  развёрнутые ссылки на документы.  Портрет социума, власти, истории… Субъективный, эмоциональный портрет. Но живой, ощутимый, вызывающий то сочувствие, то гнев, то боль.

 

Публицистический аспект романа был бы интересен лишь для специалиста по новейшей истории, если бы  он не вплетался в художественную ткань, выполненную на высоком уровне прозы мастера.

 

«Распад» Леонида Подольского ─ серьёзный, социально значимый  аналитический роман-эпопея,  роман-размышление, свидетельство времени глазами художника. Тема распада прослеживается во всей структуре книги, с каждой страницей уходя от политических событий в сферу нравственной ломки человека. 

 

И всё же ─ история движется не по кругу, как печально предрекает автор,  а по спирали.  И ранее рушились империи, но вслед им возникало Высокое Возрождение.

 

Читателю остаётся надеяться, что наш сегодняшний такой  неустойчивый и тревожный мир сохранит эту тенденцию и у следующего романа Леонида Подольского будет более оптимистичное название.

 

 
Людмила Саницкая
 

Поделиться в социальных сетях