Новости, события

Новости 

"О романе "Идентичность" ("Критика. Эссе")"


 

Письмо-эссе

Из почты редакции

 

Общее впечатление: ощущение огромной неподъёмной глыбы, которую Вы подняли в этом романе — квинтэссенции истории, политики, философии. Вы стремитесь дойти до самой сути, до сердцевины событий, и Вам это почти удаётся. Вы буквально объяли необъятное, вопреки Козьме Пруткову, разъяв на атомы неделимое, поверив алгеброй гармонию, расшифровав и растолковав (во всяком случае, попытавшись) то, над чем человечество веками билось в загадках.

 

Восхитило жизнеописание Израиля (184, 365, 368), его настоящего и древностей, этот пристрастный, страстный, увлечённый, вдохновенный рассказ, местами переходящий в торжествующий гимн его красотам и славным традициям (241-242, 235, 236). Я не была в Израиле, но благодаря этим чудесным сочным страницам словно там побывала.

 

А сколько музыки, мечты и прекрасного пафоса, оправданного искренностью, в Ваших красочных описаниях народов майя (264), истории Хазарии, сколько во всём этом бережного знания и восторженной любви!

 

Израилем Вы восторгаетесь, Россию жалеете, какое чувство сильнее и подлиннее? Влюблённость или «странная любовь»? То одно перевешивает на внутренних весах, то другое. Страницы 219-221 — здесь, мне кажется, суть всей книги, её замысла, её сокровенной мысли. «Я — космополит. Только не безродный, как они. За мной века, тысячелетия... За мной цари и пророки. За мной Книга, которую, увы, я почти не знаю. У нас трудная, особенная история, но я не хочу никакой другой».

 

И здесь: «Да, человек, как дерево - пускает корни. И он, Леонид, глубоко врос в почву галута. Кентавр. Да, кентавр. Наполовину русский, но наполовину — еврей. Русский еврей» (256). («Кентавр», «Русский еврей» - тоже могли бы стать названиями книги. Но Ваше, безусловно, лучше).

 

А какой огромный труд заключён в этих поминутных сносках, ссылках и комментариях! (я даже половину слов и явлений таких не знаю, обозначающих еврейский быт и обычаи, не говоря уже о тонкостях веры и различных научных гипотез, в которых Вы лавируете, как рыба в воде). И зачастую в этих сносках я находила самое интересное и поразительное (о факте нобелевской аномалии (268) — ничего не знала об этом), а порой подтверждение своим смутным догадкам, - например, о взрывах в домах гексогеном (349, 523), - знаете, даже подумалось, что это хорошо, может быть, что Ваш роман вряд ли прочтут те, против кого он направлен, по нашим временам это небезопасно, а то ему чего доброго - вот хотя бы за эту маленькую сносочку - была бы уготована участь романа Гроссмана.

 

Позавидовала Вашему родству с такими необыкновенными и талантливыми людьми — сын Саша, чьими исследованиями восхищалась, - как он, наверное, счастлив в своём научном творчестве и в союзе с такой же увлечённой и талантливой женой! (живая иллюстрация к цитате Экзюпери: «счастье — это смотреть не друг на друга, а в одном направлении»), зять Миша, дочь Оля — потрясена их интеллектом, творческой одержимостью, фантастическим трудолюбием — повезло же Вам с близкими! Их есть за что не только любить, но и уважать по высшему гамбургскому счёту, без скидок на родственность.

 

В романе встречаются фразы, которые могли бы стать афоризмами, я их даже себе выписала:
«Россия потратила тысячу лет, чтобы вырастить свою лучшую тысячу. А растранжирила и пустила в расход в один миг». (229)
«великий народ-подкаблучник» (253) — кто-то из рецензентов уже отметил это выражение, но не могу не повторить — гениально!
«Антисемитизма не стало больше, но он стал громче и агрессивнее» (214)
«хмельной пир воров и казнокрадов, смутное время ельциномики» (181) — к сожалению, этот хмельной пир у нас, кажется, вечен. Помните, у Чичибабина? - «Знать, с великого похмелья завязалась канитель: то ли плаха, то ли келья, то ли брачная постель...»
«история заключена не столько в черепках и берестяных грамотах, сколько в людях — её таинственный код записан в каждом из нас» (301)
«сталинизм — это проклятие России. Сталин — это её миф. Её дух...» (255)

 

Как всё это точно и верно!

 

Совершенно согласна с мнением старшего Когана об «интеллектуальном антисемитизме» Льва Гумилёва (281), надуманная теория, у нас местные антисемиты прикрываются ею как щитом и черпают вдохновение для своих расистских опусов.

 

Что запомнилось и зацепило: сценка поединка с кэгэбэшником на встрече с избирателями (с.171), очень живая и саркастическая, когда за обещание газонов и покрашенных скамеек люди забыли и ЧК, и репрессии, и 37 год (174). (Зачем метать бисер перед свиньями? Они всегда предпочтут жёлудь под дубом).

 

Марик, потомок царя Давида, единственный на стройке рабочий-еврей (186) (вспомнился короткий анекдот: «еврей — грузчик»)
О скрипаче Эфраиме Циркисе, уроженце Саратова (200), а я о нём ничего и не знала! Сколько поэзии в Вашем описании его игры! Тронуло, как он уходил в лес, в горы и там играл для своей души. Мне это напомнило эмигрантские годы в посёлке Тойла Северянина, когда он выезжал ночью на лодке на середину реки и там читал свои стихи камышам и звёздам. Читал и плакал.

 

О его жене красавице Рахели, трогательной истории их верной любви (204).

 

(По каким-то далёким ассоциациям вспомнила чеховскую «Скрипку Ротшильда» один из самых пронзительных его рассказов).

 

Потрясающие страницы о Моте Блох — о жизни этой фантастической женщины можно было бы написать отдельный роман, но и то, что Вы о ней собрали и написали — настоящий человеческий и творческий подвиг. Её драматический рассказ напомнил мне монологи из книги С. Алексиевич «У войны неженское лицо», судьбу лагерной поэтессы Анны Барковой.

 

Мне близки многие Ваши наблюдения и постулаты, в частности, как легко перекрашиваются в верующих недавние атеисты: «вчера комсомолки, сегодня — богомолки») - с. 181. А у меня и стихотворение было примерно с этими строчками:

 

Блажен, кто верит, им защитой крест,
и ангелы хранят, и люди – братья.
А атеист во всём один, как перст,
и нет ему опоры и гарантий.
Уютно жить под сенью высших сил,
под сводами церквей, в тени часовен.
А еретик, что мир собой бесил,
и по сей день единый в поле воин.
Он – на прицеле, он открыт ветрам...
Вся паства – из недавних комсомольцев.
Ходить на партсобрания иль в храм –
без разницы для этих богомольцев.
Лишь только было б всё как у людей,
уж так оно заведено веками...
А кто не с нами – бес и лиходей!
Но мир всегда был жив еретиками .

 

Об особых отношениях с Богом наедине с небом, пустыней, первозданной природой Вашего Саши (272) читала с особым чувством, мне тоже близка такая религиозность, (почему-то многих пугает слово «пантеизм» - отождествление Бога с природой).

 

О том, как нас обманули в 90-е (уже в который раз!). Предали, переиграли. Ваши полные горечи страницы (351-352) напомнили пронзительные строки Окуджавы:

 

Ребята, нас вновь обманули,
опять не туда завели.
Мы только всей грудью вздохнули,
да выдохнуть вновь не смогли.
Мы только всей грудью вздохнули
и по сердцу выбрали путь,
и спины едва разогнули,
да надо их снова согнуть.
Ребята, нас предали снова,
и дело как будто к зиме,
и правды короткое слово
летает, как голубь во тьме.

 

Вот Ваш роман — это тоже такое слово правды, которое, как голубь во тьме, пытается пробиться к свету.
С восхищением Вашим талантом и творческим подвигом,

 

Наталия Кравченко

 

Несколько слов от автора


Приятно получить такое письмо, еще приятнее, когда твой роман столь внимательно и заинтересованно читают, даже когда художественное изображение принимают за личное, исповедальное. И все же хочу уточнить: герои романа, художественные образы действительно близки автору (потому я и дал главному герою свои имя и отчество), но все же не идентичны реальным лицам. В этом плане мой роман вполне традиционен. Я в должной мере использовал свое право на вымысел.

 

Л.Подольский

Поделиться в социальных сетях


Издательство «Золотое Руно»

Новое

Новое 

  • 08.04.2024 17:11:00

    Валерий Румянцев. "Стихотворения- 2024 год (публикация №1)" ("Поэзия")

    "Нам что дактиль, что анапест – Всё осилим без затей. Стихотворный ритм нахрапист, Даже если есть спондей. Нарушителям размера Ритм на ухо шепчет: «Фи!» И суёт под нос примеры Из классической строфы..."

  • 03.04.2024 20:07:00

    Наталья Сафронова. "Стихотворения (публикация №1)" ("Поэзия")

    "Уже повеяло весной, Пусть минус три, но солнце светит. Какое счастье: ты - со мной, И, значит, можно жить на свете. Пить кофе утренней порой, Писать стихи о том и этом, И быть, по-прежнему, собой, Ну, а потом уже поэтом..."

  • 02.04.2024 17:54:00

    Олег Монин. Повесть "Стэцькова жизнь" ("Проза")

    "Малолетние мои сыновья Марк и Жора едва поспевали за мной. Не мудрено: июль, жара, середина дня. Сашка-дочурка осталась дома. На Украине лето знойное, воздух раскалённый. Моя пора. А детям тяжко. Но сами вызвались пойти на кладбище, на могилы пращуров. Я перечить не стал, пусть идут. Дело нужное. Дорога неблизкая, через весь посёлок, к Симферопольскому шоссе. Кладбище старое, заросшее, заброшенное. Кресты попадали, звёзды проржавели. Печальное зрелище. С трудом нашли могилы. Там мои прабабушка и прадед. И вот начались детские расспросы и мои рассказы о семье, о жизни да о смерти. И как-то незаметно..."

  • 31.03.2024 17:21:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №32)" ("Поэзия")

    "Мне дела нет до всех избитых истин, – за что их били, кто и почему. Мой шаг к тебе навстречу бескорыстен. Чего не получу – досочиню. Я отвергаю логики цепочку, всех судей посылая за моря. Платон мне друг. И здесь я ставлю точку. Платон мне друг – вот истина моя! А ваша, что оценивают круто, берёт уже в минуту по рублю..."

  • 19.03.2024 17:28:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №31)" ("Поэзия")

    "Трамвайные рельсы и линии рук вели лишь к тебе, неожиданный друг, сценарий писался не мною. А мой Режиссёр наблюдал из кулис, как намертво к Принцу приручен был Лис, и был этой сказки виною..."

  • 18.03.2024 17:02:00

    Игорь Альмечитов. "История происхождения одного из самых грубых русских ругательств!" ("Критика. Эссе")

    "Как это ни удивительно, но, похоже, одно из самых грубых русских ругательств, а именно: оскорбительное обращение «уе.ан» (где буква «Б» в середине слова пропущена из уважения к лучшим чувствам особенно впечатлительных читателей) пришло к нам, вероятнее всего, из... испанского языка. И именно в хрущевский период существования «одной шестой части суши»... Вполне естественно, отследить происхождение некоторых нецензурных слов в языке не только трудно, но, вероятнее всего, невозможно. Поскольку большинство лингвистов стараются обходить тему обсценной (а именно: нецензурной или матерной) лексики стороной. То ли из-за условной «неблагодарности» самой темы, то ли из-за пренебрежения к ней. А, возможно, и из-за..."

  • 14.03.2024 17:55:00

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №30)" ("Поэзия")

    "Руки с утра подставляю солнцу, день мой, дай большего, чем деньжат! Дождик разбрасывает червонцы, что инфляции не подлежат. Сердце изыщет любые средства, лишь бы втереться среди теней. Прошлое пустит меня погреться, чтоб в настоящем было теплей..."

  • 10.03.2024 16:57:00

    Дмитрий Аникин. "Стихотворения из цикла "Дмитрий Донской" ("Поэзия")

    "Малого мальца оставили, огольца, на большой Москве, во главе. Шепот вокруг него, кто чего думает: «Вот поверь, что этот удержит Тверь, присмирит Рязань; дело-то наше дрянь – расползется земля прочь, врозь от Кремля!»..."

  • 09.03.2024 16:37:00

    Максим Торбин. "Стихотворения (публикация №2)" ("Поэзия")

    "...А руки тянутся к образу, Черты которого со временем забылись, И ты вспоминаешь приходящие сны: Колдовские, острые, напряжённые, И словно разряд электрической зари, Они озаряют тебя без устали. Ведь раньше улыбка не слазила с лиц, Твоего и того призрачного, А теперь мысли разобраны на куски, И ютятся, как в больнице, в колбочках..."

  • 07.03.2024 17:29:19

    Наталия Кравченко. "Стихотворения (публикация №29)" ("Поэзия")

    "Я устаю писать не о любви, когда слова мне – как чужие люди. Мне неуютно с этими людьми, что ничего не ведают о чуде. Когда я о любви пишу, то я легка и весела, как летний зонтик. Слова искрятся блеском бытия и соком истекают – только троньте..."

Спонсоры и партнеры