Новости, события

Новости 

Колонка главного редактора

Спонсоры и партнеры

"Просто и непросто, но очень увлекательно про сто выдающихся книг (Елена Сазанович. "Писатели, которые потрясли мир" (сборник эссе))" ("Критика. Эссе")

  • Главная
  • /
  • Авторы
  • /
  • Владимир Спектор
  • /
  • "Просто и непросто, но очень увлекательно про сто выдающихся книг (Елена Сазанович. "Писатели, которые потрясли мир" (сборник эссе))" ("Критика. Эссе")

 

Не только увлекательно, но красиво и оригинально написано о книгах, которые потрясли мир. Потрясли талантом и судьбой своих авторов, потрясли содержанием и воздействием на умы и сердца тех, кто прочитал книги и запомнил, потому что не запомнить их невозможно. Такова сила талантливого слова. Но, чтобы обрести силу восприятия, слово должно быть не только написано, но прочитано или услышано, оно должно быть на виду. И небольшие, но ёмкие и глубокие эссе Елены Сазанович, словно, указывают дорогу к нему, дают ориентиры в море литературного творчества, являясь своеобразными маяками, высвечивающими шедевры и облегчающими путь к ним. И очень точно написано в предисловии к книге: 

 

«100 книг, которые потрясли мир». Не только потому, чтобы выявить свои вкусы или чье-то безвкусие. И не потому, что в мире существует всего 100 книг, которые стоит прочитать. Но эту сотню книг почитать стоит - чтобы отблагодарить и время, и планету, которые породили великих писателей. И еще - чтобы уважать себя»…

 

Эти эссе, чей уровень, на мой взгляд, соответствует высоте поставленной задачи, можно ещё рассматривать и как литературную мини-энциклопедию, автор которой щедро делится информацией по многим интересным вопросам. К примеру, кто «самый переводимый автор в мире, чьи книги были напечатаны на ста сорока восьми языках, и кого   сам Папа Римский благодарил за нравственную чистоту произведений» (это Жюль Верн). Или кто «открыл для Англии бессмертную лирику великого Шевченко? И чей роман за годы Советской власти был издан 155 раз общим тиражом более 9 миллионов экземпляров,  был переведен на 24 языка народов СССР, были написаны три оперы и осуществлены три киноэкранизации»? (Этель Лилиан Войнич). А чьи книги «издавались сотни и сотни раз. На 85 языках мира тиражом свыше 54 миллионов экземпляров. Практически все они экранизированы»? (Аркадий Гайдар). Наконец, что перед смертью прошептал Николай Гоголь?  (он прошептал: «Лестницу, поскорее давай лестницу!..» Он всю жизнь шел по этой лестнице. Которая все выше, выше, ступенька за ступенькой вела его к бессмертию)...

 

Вопросы и ответы можно продолжать достаточно долго, но лучше прочитать этот сборник эссе и узнать обо всём, что называется, из первых уст. Елена Сазанович, известный автор многих романов и киносценариев (роман «Прекрасная мельничиха» был признан в своё время лучшей книгой года и переведен на несколько европейских языков), постаралась, чтобы повествование было интересным всем. И тем, для кого чтение –  способ познания мира, истории и культуры, и тем, для кого это – эстетическое  удовольствие, получаемое в процессе знакомства с книгами и их героями. И, конечно с авторами, превращающими свой дар в волшебство творчества и сотворчества. Именно автор лучше других может рассказать о своем произведении. И потому, в качестве иллюстрации – цитаты из книги. Вот, как Елена Сазанович говорит о писателе Иване Гончарове и его великом романе  «Обломов»: 

 

«О, О, О!.. Или - Об, Об, Об!.. "Об-ыкновенная история". Обыкновенного "Об-ломова". Которая заканчивается обыкновенным "Об-рывом". Вернее - краем обрыва. На котором почти всегда стоит Россия. И, кстати, удерживается. На краю...  Это поразительный роман. Медлительный и терпеливый. Словно о смене времен года. Весна. Обломов просыпается (на пару сотен страниц просыпается!) Летом влюбляется. Осенью скучает. Зимой засыпает... В каждом из нас неизбежно живет Обломов.  Даже если мы такие деятельные, как Штольц, даже если мы такие идеалисты, как Ольга Ильинская. Даже если мы европейцы или азиаты. Есть такая партия - имени Обломова. И Гончаров ее создал своим бесспорным талантом. Общество, в котором жил Гончаров было далеко не справедливым. Пушкина и Лермонтова довело до могилы. Шевченко забрало в солдаты. Чаадаева объявило сумасшедшим... А Гончаров пишет роман о скуке и о потере смысла жизни. 
 
            
Может быть, для того, чтобы нам удалось преодолеть скуку и найти смысл в жизни?  Даже, если на диване. Впрочем, сегодня этот роман современен как никогда. Увы, но общество все конкретнее делится на обломовых и штольцев. Только обломовы гораздо менее чисты и непорочны. А штольцы более наглые и безнравственные».  

 

Как сказать о Владимире Маяковском кратко, но подробно, подчеркнув его яркую гениальность, которая со временем не меркнет, его поэтические открытия, которые и сегодня кажутся недосягаемыми вершинами? Елене Сазанович это удается. Не просто, но и просто:

 

"Быть Маяковским очень трудно", - точно изрек Корней Чуковский. Еще как трудно! Как трудно быть красивым, смелым,  совестливым, и как трудно по-настоящему любить свою родину. Как трудно быть, в конце концов, гениальным!  А если все это в одном лице? А если все это вмещается в одну жизнь?  Эпоха, которую пел Маяковский,  ушла в прошлое. А он ушел в будущее. И в прошлом, и в будущем остался "Владимир Маяковский", который запросто умел сыграть на "Флейте-позвоночнике", который четко знал "Что такое хорошо и что такое плохо?" и где "Война и мир". И в прошлом, и в будущем остался его "Владимир Ильич Ленин" и посвящение его погибшему "Товарищу Нетте, пароходу и человеку". И даже при этом Маяковский "Во весь голос" заявлял: все будет "Хорошо!"  Маяковский нас учит гордиться своей страной.  «Маяковского нужно читать всем вместе, чуть ли не хором (ором, собором), во всяком случае, вслух и возможно громче. Всем залом. Всем веком», - писала Марина Цветаева. И так – за веком век. «Послушайте! / Ведь если звезды зажигают – / значит – это кому-нибудь нужно?..» Его звезда одна из самых ярких на поэтическом небосклоне. И загасить ее не получается. И не получится». 

 

Точно так же она находит нужные и неизбитые слова для характеристики каждого автора и произведений, о которых пишет. Прочитайте книгу, и вы убедитесь в этом. А также в том, что книга, хоть и несет в себе черты энциклопедии, но главное её качество – стильность и оригинальность изложения, острота мысли, ясная авторская концепция и стремление к красоте и изысканности в реализации замысла. Вот, как сказано о великом Пушкине: 

 

«С детства он верил в сказочную любовь "Руслана и Людмилы". В юности был в плену вместе с "Кавказским пленником". И так хотел понять личность "Бориса Годунова". Он видел битву под "Полтавой". И пережил "Маленькие трагедии". Дружил с "Дубровским". Изучал "Историю Пугачева". А еще играл с "Пиковой дамой" в русскую рулетку. А "Медный всадник" не давал ему покоя по ночам. И не хотел, чтобы знали, кому он посвятил "...чудное мгновенье". А еще верил "Пророку". Много писал "К Чаадаеву", своему вольнолюбивому товарищу. Обожал "Зимнее утро", когда "мороз и солнце..." И вместе со своими лучшими друзьями - декабристами "Во глубине сибирских руд" хранил "гордое терпенье". Его - как и всех гениев - мучили "Бесы". Но он не сдавался. Потому что воздвиг себе "памятник нерукотворный". На века».

 

Реализация литературного проекта под названием «100 книг, которые потрясли мир» была начата Еленой Сазанович в журнале «Юность» несколько лет назад и, на мой взгляд, добавила популярности журналу, невзирая на время «не читающих людей», как характеризуют нынешний период некоторые литературные критики. Кстати, уникальность проекта и его удачное воплощение оценили коллеги-профессионалы: автор получила гран-при Всероссийского фестиваля СМИ «Патриот России», а также золотую медаль в номинации «Мы – россияне!». 

 

Я склонен думать, что читают люди, по-прежнему, много. Хотя, безусловно, смотреть мультики, играть в компьютерные игры, пролистывать сообщения и ставить «лайки» в фэйсбуке, инстаграме и других социальных сетях намного проще, ибо это занятие не требует особых затрат умственной энергии, напряженной работы мысли, воображения, сотворчества, сопереживания. Только чтение может помочь расширить кругозор, научить ясно формулировать и выражать мысли, обогатить внутренний мир и речевой запас, сделать человека, в конце концов, грамотнее, умнее, образованнее… Выводы банальные, но актуальные, возможно, даже более, чем прежде. Но что читать? Как выбрать из миллионов книг и авторов тех, которые потом станут мудрыми и верными друзьями на всю жизнь, давая стимул для развития и совершенствования? 

 

 
Вот тут и может прийти на помощь книга Елены Сазанович, рекомендуя лучшие образцы литературы, её вершины, с которых море книг видится более ясно, некоторые вопросы становятся более понятными, а авторы, о которых идет речь – ближе и доступнее. А ведь они, авторы, не только гениальные рассказчики и выдумщики. Они – провидцы, иногда заглядывающие в будущее, чтобы потом поделиться увиденным в своих книгах. Как сделал это, к примеру, Жюль Верн. И об этом тоже пишет Сазанович:  «…Большие подводные лодки, способные длительное время находиться в плавании («Двадцать тысяч лье под водой»). Самолет («Властелин мира»). Самолет с переменным вектором тяги («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака»). Вертолет («Робур-Завоеватель»). Космические корабли и пилотируемые полеты в космос, в том числе на Луну («С Земли на Луну»). Он точно описал размеры ракеты, место старта и даже экипаж: три человека, как это и было впоследствии в программе NASA. Башня в центре Европы (до строительства Эйфелевой башни) — описание весьма похоже. Межпланетные путешествия («Гектор Сервадак»), запуски космических аппаратов доказывают возможность межпланетных путешествий. Видеосвязь и телевидение («Париж в XX веке»). Строительство Турксиба («Клодиус Бомбарнак»)».  

 

Великие писатели, о которых идет речь в книге, не боялись ставить вечные жизненные вопросы и искать на них ответы. И в этот поиск они приглашали и приглашают своих читателей. Мы вместе с ними продолжаем искать ответы до сих пор. И иногда находим. В том числе, благодаря им. Тем, которые потрясли мир... Не зря ведь сказано: «Прочитано так мало, читается так трудно. Дорога от вокзала уходит прямо в будни. А мир вокруг великий. И снова зреет завязь. Листаю дни, как книги. Никак не начитаюсь».