Сергей и Фёдор дружат с первого класса, а сейчас учатся в седьмом «Б» и сидят за одной партой.
Сергей живёт в пятиэтажке, Фёдор – в частном доме, возле которого просторный двор.
В этом дворе они решили пострелять из воздушной винтовки.
- Мы можем сделать только двадцать выстрелов: десять – я, десять – ты. Выясним, кто лучше стреляет, - сказал Фёдор и стал расставлять в конце двора старые консервные банки.
- А пуля пробивает консервную банку? – спросил Серёжка.
- А чёрт его знает – посмотрим, - сказал Фёдор и первым начал стрелять.
Из десяти выстрелов он поразил три цели.
- А теперь давай ты, - и Фёдор передал винтовку другу.
- Тебе хорошо, ты много пострелял, а я в тире был всего два раза, - пожаловался Сергей.
Он взял винтовку и непроизвольно направил створ на товарища.
Фёдор отвёл рукой ствол в сторону и строго сказал:
- Никогда не направляй ствол в сторону человека, запомни это на всю жизнь.
- Да я нечаянно… - стал оправдываться Сергей.
- Ладно, давай стреляй. Потом сравним результаты, - торопил Фёдор, предчувствуя свою победу.
Серёжка выстрелил девять раз – и промахнулся.
Когда он собрался нажать на курок и сделать последний выстрел, вдруг увидел, что напротив него, совсем рядом, на дерево села синица. Он прицелился и выстрелил.
Синица замертво упала на землю.
Друзья подошли к ней и стали рассматривать бедную птицу.
Из головки синицы медленно вытекала тоненькая струйка крови. Она и мёртвая была красива: белые щёки, оливковый цвет оперения спины, жёлтое оперение живота.
- Ну, ты просто ворошиловский стрелок, - похвалил Фёдор друга и похлопал его по плечу.
Сергей смотрел на мёртвую синицу, и ему не верилось, что это он убил её.
- Зачем я, дурак, сделал это? - сокрушался Сергей.
- Да ладно тебе. Подумаешь, подстрелил птичку, великое дело, - утешал его Фёдор.
И с этого дня у Серёжки можно сказать начался новый этап в жизни.
Он вспоминал об убийстве каждый день, и его терзала мысль, зачем он это сделал. «Дурак, дурак, такая красивая птица», - клял он себя. У совести хорошая память. На душе было противно. Каждый день его грызла совесть. А как известно, совесть грызёт до тех пор, пока у неё не сотрутся все зубы.
Раньше проходя по городу, он почти не обращал внимания на птиц. Ну, летают и пусть летают. А теперь он всегда замечал их, часто останавливался, разглядывал их внешность, наблюдал за их повадками. Но вот беда: синичек не было видно. «Может, я убил последнюю», - как-то подумал он – и ему стало ещё тревожнее на душе. В основном перед его глазами мелькали голуби и воробьи, изредка показывались скворцы, вороны или сороки.
И вот через три недели после происшествия, Сергей увидел наконец-то синичку. «Слава богу, не последняя», - подумал он, и на душе у него немного отлегло. В тот же день он сделал кормушку для птиц и повесил её на дерево возле своего балкона. Но сколько он ни сыпал раскрошенного хлеба в эту кормушку, ни одна синица не появлялась.
«Может синицы не едят хлеб?» - подумал он. И, включив ноутбук, стал искать информацию о синицах. Выяснилось, что осенью и зимой они поедают зерновые растительные корма и различные семена растений. С учётом того, что на дворе был конец февраля, Сергей накупил пшеницы, ячменя и проса. Запасся он и семенами ели, сосны, берёзы и рябины.
Целую неделю школьник мастерил новые кормушки. Изготовив десять штук, он развесил их по всему городу в надежде, что синица, которую он недавно увидел, найдёт хотя бы одну из них. Пищу во все кормушки он носил каждый день. И вот однажды он увидел синицу. Она находилась в его кормушке, но, увидев человека, вспорхнула и улетела. Душа Сергея ликовала. Это был самый счастливый день в его жизни за последние месяцы.
Когда наступил июнь, у Сергея начались новые проблемы. Ещё зимой он прочитал, что летом синицы питаются в основном животными кормами, то есть жуками, мухами, мошкой, комарами, клопами, пауками. «Что делать? – сокрушался он. – Где я возьму столько насекомых? И купить их нельзя нигде».
И тогда он завёл банку с крышкой и складывал туда насекомых, которых отлавливал в своей квартире. Но охота на насекомых не давала нужного эффекта. И тогда он попросил своих друзей, приятелей и знакомых из числа школьников последовать его примеру и помочь ему.
Первой в классе согласилась помочь Лена Скворцова: она любила Сергея с четвёртого класса.
Тем, кто отказывался, он говорил:
- Я у тебя куплю.
И после этих слов кое-кто соглашался.
А некоторые ещё и торговались. «Чёртовы бизнесмены», - чертыхался про себя Фёдор, но виду не подавал, чтобы не спугнуть продавцов.
А когда Сергей попросил об этом Фёдора, тот вытаращил глава и сказал:
- Такой ерундой я заниматься не буду.
- Да пойми ты, синиц очень мало, летом они другую пищу не едят, - убеждал друга Серёжка.
- Я сказал не буду, значит, не буду. И отстань от меня, - рассердился Фёдор.
- А ты знаешь, есть народные приметы, - не унимался Сергей. – Если во двор прилетает синица, то будут счастливые перемены в жизни. Если испачкает одежду – к деньгам.
- Я в приметы не верю, - отмахнулся Фёдор.
- Ну народ-то зря не будет говорить, - продолжал Сергей. – Эти знания людей накоплены тысячелетиями. И пословиц с участием синицы много придумано. Мне вот больше всего нравится эта: лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Пословица правильная, но ловить насекомых я не собираюсь.
- У нас, оказывается, есть Союз птиц России, - продолжал гнуть свою линию Серёжка.
- Да ты что? – удивился Фёдор. - А я и не знал.
- Так вот, по инициативе этого Союза, 12 ноября считается синичкиным днём…
Но убедить друга так и не удалось.
Как-то в июне, в субботу, Сергей вышел из своей комнаты на балкон. В метре от него сидел голубь. Вид у него был жалкий. Крылья опущены до пола, на появление человека он никак не отреагировал. «Или умирает, или заболел, надо ему помочь», - подумал Сергей и пошёл на кухню. Взял кусок хлеба и вынес корм больной птице. Присел на корточки и стал крошить хлеб. К его удивлению, голубь, волоча по полу крылья, решительно приблизился почти вплотную к его рукам и стал азартно клевать крошки. Сергей обрадовался, что у пернатого есть аппетит.
А через четверть часа Сергей подумал, что голубю надо и воды дать. Наполнил блюдечко водой и вынес на балкон. Каково же было его удивление, кода он увидел, что все крошки хлеба голубь уже склевал. И вскоре возле птицы уже была новая порция корма.
На следующий день, проснувшись, Сергей первым делом заглянул на балкон. Голубь выглядел пободрей, крылья уже не свисали до пола, вся пища была съедена, воды в блюдечке не было.
Сергей вновь вынес кусок хлеба на балкон, присел на корточки и начал крошить. Голубь активно клевал корм, почти касаясь рук кормильца. «Брать его в руки нельзя, а то испугается», - подумал Сергей. И вдруг голубь поднял голову и стал ворковать. Такого в жизни Сергея никогда не было. В его душе проснулась радость.
Во время завтрака отец Сергея спросил:
- Мать, а ты видела? Там этот серёжкин голубь весь балкон загадил.
- Да ты что? – всплеснула руками хозяйка квартиры. – Прогнать его надо…
- Не вздумайте трогать птицу, - возмущённо сказал Сергей, и его брови нахмурились. – Как он поправится и улетит, я сам всё там уберу и вымою.
Мать с отцом переглянулись и замолчали. Таким решительным они своего сына никогда не видели.
Весь день Сергей кормил и поил своего нового питомца. А вечером перед сном, заглянув на балкон, увидел, что того и след простыл.
Душа Сергея ликовала. Бывает такое состояние души, которое стоит целого состояния. Это и был тот самый случай.
После этого Сергей стал интересоваться сначала голубями, а потом прочитал много литературы и о других птицах.
И решил показать Фёдору, что зря тот равнодушен к пернатым. В одной из бесед Сергей сказал:
- А ты знаешь, что совы не могут двигать глазами? Вместо этого они поворачивают головы до 270 градусов без вреда для здоровья.
- Ни фига себе, - удивился Фёдор. – Интересно, как это они так могут.
- А знаешь, кто самая болтливая птица? – продолжал орнитолог-любитель.
- Скорее всего, попугай, - ответил друг и добавил: - Есть попугаи, которые знают около двадцати слов.
- Двадцать слов – ерунда. Самой болтливой птицей считается жако (серый попугай). Он может запоминать более 1500 слов.
- Ты шутишь? – спросил Фёдор.
- Нисколько. А вот ещё есть тундровый лебедь. Так у него наибольшее количество перьев. Их количество достигает 25 тысяч.
- Вот это птичка. Сколько подушек можно сделать, - засмеялся Фёдор.
- Но самая уникальная птица – это лирохвост, обитающий в Австралии. Он обладает сложнейшей голосовой системой. Она позволяет имитировать почти любые звуки, вплоть до воя бензопилы, выстрелов из винтовки, автомобильной сигнализации или человеческого голоса.
- Ну ты прям как Дроздов со своей программой «В мире животных».
- Давай я тебе дам книги про птиц, а ты почитай, - предложил Сергей.
- Нет, не надо, - отказался Фёдор. – Я читаю только детективы и фантастику.
После этого разговора Сергей почувствовал, что их многолетняя дружба дала трещину.